Евразийский
научный
журнал
Заявка на публикацию

Срочная публикация научной статьи

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

Приёмы активной смысловой обработки текста.

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Матвеева Галина Николаевна, Гаршина Татьяна Геннадиевна
Рубрика: Педагогические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №6 2016»  (июнь)
Количество просмотров статьи: 2724
Показать PDF версию Приёмы активной смысловой обработки текста.

Борщева Наталья Викторовна
учитель начальных классов
Гаршина Татьяна Геннадиевна
учитель начальных классов
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Наримановского района «Средняя общеобразовательная школа № 2»
Астраханская область

Для овладения учебными  приёмами необходима постепенность и последовательность. Сначала дети должны овладеть самым простым приёмом – смысловой группировкой текста. А чтобы он перешёл во внутренний план действий, необходима систематическая тренировка, повторение, доведение до автоматизма. Выделение учебной задачи и предмет усвоения также должны стать кропотливой работой, усложняющейся постепенно. Так, чтобы применение учебных действий не стало самоцелью у ребят.  Приёмы работы  потребуют от ученика дополнительных усилий. А именно, материал должен быть прочитан, разбит на смысловые группы, выбраны опорные пункты, составлена логическая схема-маршрут материала.

 По мере усвоения учеником этих умений, ему достаточно в уме перебрать пункты структурной опорной схемы ответа.  В случае работы с трудным или объёмным материалом ученику необходимо произвести смысловую группировку, выделить опорные пункты, составить в уме план ответа. При такой постановке вопроса ученику приходится тратить усилия не на изучение и запоминание текста, а на мыслительную деятельность. Для успешного освоения возрастающих объёмов и усложнения материала мыслительная обработка текста заменяет сразу два вида деятельности - понимание и запоминание.

Работа с текстом должна подчиняться правилам чтения. Чтение должно быть активным. Первичное чтение – это ориентировка в материале. Вторичное – более полно и глубоко уяснить материал. Здесь происходит наиболее тщательная мыслительная работа. Особенно в тех случаях, которые вызывают у учащихся особые затруднения. Именно в этой работе происходит смысловая группировка, выделение опорных пунктов, составление  схем-маршрутов. Заключительный этап – запоминание, узнавание материала и контроль. На этом этапе  ученик выясняет для себя недочёты, пробелы.  Более эффективными в ходе этой работы является пересказ с восстановлением в памяти структурной схемы ответа. Последующее прочтение поможет ученику понять, не было ли что пропущено или искажено.

У современных школьников более развито пассивное изучение материала. Но такое изучение приводит к излишней трате времени и сил. Результат же не всегда положительный. Активное чтение позволяет изучить материал более эффективно, а знания бывают гораздо прочнее. Зачастую ученики пытаются пересказать материал только после того, как выучат его. Рекомендуем использовать такой способ самоконтроля при подготовке учебного материала, как ответ с подсматриванием. Он развивает умение у ученика регулировать процесс учения и правильно оценивать его результаты.

Список используемой литературы:

http://nsc.1september.ru/article.php?ID=200202607

http://pandia.ru/text/79/018/54211.php