Евразийский
научный
журнал

Приобщение дошкольников к семейным традициям в детском саду

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Лыкова Ирина Сергеевна
Рубрика: Педагогические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №1 2016»  (январь)
Количество просмотров статьи: 1920
Показать PDF версию Приобщение дошкольников к семейным традициям в детском саду

Бутунова О.В., Соловьева Т.А., Филипская Т.С., Зимина М.П., Иштрякова Л.Я., Лыкова И.С., Куркина Ю.Г.

Одной из задач ФГОС является обеспечение психолого-педагогической поддержки и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. Между тем, понятие «взаимодействие» в словаре С.Е.Ожегова трактуется, как взаимная связь двух явлений. К сожалению, эта взаимосвязь не всегда бывает конструктивной. Т.А. Аленькина и Е.А.Макарова выделяют ряд причин, препятствующих эффективному взаимодействию. К первой причине авторы относят недостаточный уровень социальной культуры участников взаимодействия, как родителей, так и педагогов. Под второй причиной выделяют непонимание родителями самоценности дошкольного детства и его значения для формирования личности в целом. Недостаточная информированность родителей об особенностях жизни и деятельности детей в детском саду, по мнению авторов, является третьей причиной. Четвертая причина - это стереотипная установка многих педагогов на то, что родителям необходимо передавать научные психолого-педагогические знания о ребенке и его воспитании. Последней, пятой причиной, по мнению авторов, является несформированность у родителей педагогической рефлексии, т.е. неумение анализировать собственную воспитательную деятельность, находить причины своих ошибок.

Главным условием эффективного взаимодействия с родителями воспитанников ДОУ является построение четкой системы. Она предусматривает работу трех блоков: аналитического, информационного и практического. Целью аналитического блока было анкетирование педагогов и родителей. Опрос воспитателей, педагогов предусматривал выявление пробелов в знаниях по выстраиванию гармоничных отношений с родительской общественностью. Опрос родителей предназначался для сбора информации о семейных увлечениях, интересах, традициях, хобби.

По результатам анализа анкет педагогов нами был разработан и внедрен второй блок – информационный, предназначенный для повышения компетентности воспитателей по сотрудничеству. В него был включен курс семинаров с лекциями, беседами, деловыми играми на темы: «Нормативно –правовое обеспечение прав ребенка и обязанностей взрослых по отношению к детям»; «Типы, модели, функции семьи»; «Стили, методы семейного воспитания»; «Традиционные и нетрадиционные формы взаимодействия ДОУ с семьей»; «Профессиональное общение».

В свою очередь, анализ опроса родителей дал возможность разделить все семьи на микрогруппы, в зависимости от их интересов и увлечений. С родителями, как и с педагогами, был организован ряд мероприятий, которые вошли в третий практический блок. Целью его было формирование у родительской общественности установки на доверительное безоценочное взаимодействие с педагогическим коллективом.

В ходе аналитического блока были выделены следующие предпочтения: так, 43% опрошенных родителей предпочитают активный отдых, прогулку на лыжах или коньках, велосипедах, рыбалку. Для таких родителей был организован клуб выходного дня «В путешествие с друзьями». В ходе работы данного клуба было проведено пять встреч, которые включали: туристическое велосоревнование; поход в осенний парк; путешествие в зимний парк на лыжах; прогулка с ориентированием на местности.

Культурные походы в кино, театр, цирк, картинную галерею выбрали 34 % опрошенных родителей. Для них был организован клуб «Папа, мама, я – творческая семья». В рамках клуба было запланировано пять встреч. Первая встреча включала в себя музыкально-театральную постановку детей и родителей «Колобок – румяный бок». Вторая была приурочена к 23 февраля – «Лучше папы друга нет», третья была посвящена «Дню матери». Четвёртая включала в себя мюзикл «Театральная семья». И в заключении был проведен конкурс «Битва хоров» на выявление лучшей поющей семьи детского сада. 615 семей в графе увлечения, хобби отметили походы в гости и совместный просмотр телепередач. Нашей задачей было вовлечь именно этих родителей в активную деятельность, помочь родителям и педагогам раскрыть мир национальных культур, расширить представление об образе жизни людей, их обычаях, традициях, на основе познания способствовать речевому, художественно-эстетическому, нравственному, эмоциональному и социальному развитию детей.

Были организованы совместные экскурсии с родителями в музей истории города, посещение городской библиотеки. Знакомство детей с историей родного края проходило и в ходе совместных с родителями прогулок по улицам нашего города, достопримечательным местам, что имело огромное значение и для интеллектуального развития детей. В целях эффективности работы для родителей были организованы мастер-классы, круглые столы, устные журналы по знакомству с играми, историей традиций соседствующих культур и совместные народные праздники.

Таким образом, можно сказать, что определенная работа не только повышает качество взаимодействия дошкольного учреждения и семьи, но и способствует развитию физических, нравственных качеств дошкольников, а также воспитания чувства гордости за свой родной край, учит дорожить семейными связями и традициями.