Евразийский
научный
журнал

Принципы разграничения предметов ведения федерального центра и субъектов федерации

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Бердукаева Луиза Сайд-Эминовна
Рубрика: Юридические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №4 2018»  (апрель, 2018)
Количество просмотров статьи: 688
Показать PDF версию Принципы разграничения предметов ведения федерального центра и субъектов федерации

Бердукаева Луиза Сайд-Эминовна
магистрант направление подготовки 40.04.01. Юриспруденция
ФГБОУ ВО "Чеченский государственный университет"

При оценке преимуществ и недостатков федеративной формы государственного устройства нельзя противопоставлять принципы централизации и децентрализации Суть федерализма состоит в том, что он исключает их альтернативность Они не исключают, а дополняют друг друга, хотя приоритетность того или иного из них зависит от конкретных экономических, политических, геополитических факторов. К тому же федерация в нынешних российских условиях предполагает сохранение ряда основополагающих принципов исторически сложившейся государственной конструкции. Речь идет, прежде всего, о сильном властном центре, который при соблюдении соответствующих принципов организации его отношений с субъектами Федерации не противоречит федеративным принципам государственного устройства.

Федерализация, автономизация или какая-либо иная форма децентрализации сами по себе не могут служить фактором подрыва единства, фрагментации или распада государства по той простой причине, что, в конечном счете, каждый субъект федерации, самоуправляющееся сообщество или территориально-политическая единица, каждый район, каждая автономия при всем стремлении к самостоятельности при решении тех или иных вопросов кровно заинтересованы в укреплении единства государства, поскольку качество и уровень жизни людей в основополагающих аспектах зависит от уровня экономического, социального и политического развития страны в целом. Более того, при рациональном использовании федерализация и децентрализация могут служить фактором, укрепляющим государственное единство.[1]

Самостоятельность и независимость органов власти федерации и субъектов федерации проявляются в разделении властных полномочий и разграничении полномочий между двумя уровнями, основывающихся на принципе невмешательства в сферы полномочий друг друга. При этом сохраняется приоритет Конституции Российской Федерации и федерального законодательства перед конституциями, уставами и иными нормативно-правовыми актами субъектов федерации.

Федеративное устройство, поощряя децентрализацию властных полномочий и функций, отнюдь не предполагает сколько-нибудь серьезного сокращения роли федерального центра в системе управления важнейшими сферами функционирования государства. Более того, как свидетельствуют шаги, предпринимаемые высшим руководством Российской федерации по восстановлению и укреплению властной вертикали, эта роль не сокращается, а наоборот, возрастает. Более того, всячески стимулируется примат общенационального, общероссийского, общегосударственного над партикулярными, региональными или иными началами и интересами. Властная вертикаль из семи федеральных округов со своими полномочными представителями стала более эффективным звеном в системе государственного управления.

В рассматриваемом контексте показательно, что в последние годы положения конституций некоторых национальных республик и уставов ряда субъектов Федерации, а также договоры между органами государственной власти РФ и органами власти субъектов Федерации, противоречащие федеральной Конституции, либо по собственной инициативе субъектов, либо после решений Конституционного Суда РФ отменены. В результате практически все субъекты Федерации привели свои основные законы и иные нормативные акты в соответствие с Конституцией РФ и федеральными законами.

Литература:

  1. Нарлиев Т.Х. Взаимосвязь вертикального и горизонтального разделения властных полномочий// Власть. 2016. № 4. С 45-50.