Срочная публикация научной статьи
+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru
Рогозина Светлана Яковлевна
учитель информатики
МБОУ СОШ № 12 МО
город-курорт Анапа
Педагогический стаж работы — 29 лет.
Считаю, что главная моя Задача, как учителя информатики: подготовка учеников к жизни и профессиональной деятельности в высокоразвитой информационной среде, к возможности получения дальнейшего образования с использованием современных информационных технологий обучения, воспитание информационно культурного человека.
В своей профессиональной деятельности я придерживаюсь следующих принципов:
· Принцип свободы выбора — в любом обучающем или управляющем действии предоставлять ученику право выбора с осознанной ответственностью за этот выбор.
· Принцип открытости — Не только давать знания, но еще и показывать их границы, сталкивая учащихся с проблемами, решение которых лежат за пределами изучаемого курса.
· Принцип обратной связи — Регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приемов обратной связи
· Принцип деятельности — Освоение учащимися знаний, умений, навыков преимущественно в форме деятельности.
В основе моей методической системы преподавания лежат четыре образовательные технологии: игровая, технология портфолио, проектная технология и технология ТОГИС (технология обучения в глобальной информационной сети).
Игровая технология. Становление моей методической системы начиналось с применения именно этой технологии. Я столкнулась с проблемой — низкая мотивация учащихся в изучении информатики (слабая материальная база). Главная цель игровой технологии: использование эффективных методов обучения и методических приемов для активизации познавательной деятельности ученика с учетом индивидуальных особенностей ребенка. И мы стали играть. А я, как учитель, через игровую деятельность смогла решить такие задачи, как:
1. повышение познавательного интереса к предмету;
2. формирование прочных осознанных знаний по предмету;
3. повышение мотивации к самообразованию;
4. укрепление межпредметных связей;
5. приобретение коммуникативных компетентностей;
В настоящее время игровые технологии применяю и как отдельный элемент урока на любом из его этапов, и в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета, и как технологию для внеклассной работы.
Технология портфолио.
Большую роль в успешности современного человека играет умение правильно оценивать свои достижения, умение четко планировать деятельность, анализировать и представлять результаты своей работы. Сформировать опыт учащихся по работе со своими материалами помогает технология портфолио. Применяя эту образовательную технологию можно решить следующие задачи:
· раскрытие индивидуальных способностей учащихся;
· создание условий для творческого роста;
· формирование положительных нравственных качеств;
· развитие информационной культуры;
· развитие навыков рефлексивной и оценочной деятельности учащихся.
Мои учащиеся создают электронные портфолио своих работ. Они учатся самостоятельно решать, какие именно работы сохранить в папке, обосновывая свой выбор, какие документы использовать для представления своих достижений. Моя роль как учителя при работе с данной технологией заключается в методическом сопровождении ребят, в контроле систематической работы с портфолио, в советах по использованию различные способы демонстрации своих успехов и достижений.
Проектная технология. Проекты и исследовательские работы в рамках урочной и внеурочной деятельности по предмету можно использовать в школе на любой ступени обучения. Они позволяют мне развить у учащихся неподдельный интерес, расширить границы своего предмета и найти ту область, в которой ребенку легче воспринимать новую информацию и применять на практике получаемые знания, совершить первые профессиональные пробы и обрести понимание того, какими компетенциями должен обладать специалист сферы информационно-коммуникативных технологий.
Виды проектов используемых в урочной и внеклассной деятельности.
· практико-ориентированный проект (социальные проекты);
· исследовательский проект (научно-исследовательская работа);
· информационный проект (сбор и анализ информации);
· творческий проект (свободный выбор представления результатов исследования);
· сетевой проект.
Технология ТОГИС — (технология обучения в глобальной информационной сети). Относится к новейшим образовательным технологиям. Разработана доктором педагогических наук Гузеевым Вячеславом Валерьяновичем. Является логическим продолжением интегральной образовательной технологии.
Особенность этой технологии заключается в том, что основное внимание уделяется не содержанию учебного материала, а способам работы с ним. Это реализуется через систему познавательных задач, которые содержат, если таковой существует, культурный образец для сравнения с ним продукта деятельности учащихся.
Меня технология ТОГИС привлекает, прежде всего тем, что предполагает широкое использование в образовательном процессе ресурсов сети Интернет, позволяя при изучении некоторых тем отказаться от традиционных учебников, которые не успевают за темпами развития сетевых и информационно — коммуникационных технологий (Сервисы интернет, устройства ПК и.т.д.). Данная образовательная технология позволяет в процессе учебной деятельности формировать информационно-коммуникационные компетентности, которые носят надпредметный, общеучебный, общеинтеллектуальный характер, способствуя повышению информационной культуры учащихся.
Интеграция и систематическое использование перечисленных технологий позволяет достичь следующего: учащиеся
· осваивают работу с источниками информации и с современными средствами коммуникации;
· учатся критически осмысливать информацию, поступающую из разных источников, формулировать на этой основе собственные заключения и оценочные суждения;
· учатся решать познавательные и практические задачи.
· осваивают различные социальные роли через участие в обучающих играх и тренингах,
· умеют аргументировано защищать свою позиции, оппонировать иному мнению через участие в дискуссиях, диспутах, дебатах;
· выполняют творческие работы и исследовательские проекты.
Эффективность применения моей методической системы в урочной деятельности можно оценить по следующим результатам:
· 100% обученность по предмету за последние три года.
· Наблюдается позитивная динамика среднегодовой оценки по параллелям;
· Наблюдается позитивная динамика качества знаний по параллелям.
Учащиеся, выбравшие экзамен по информатике, подтверждают свои годовые оценки. На экзамене в 9 классе, проводимом ТЭК, средний балл по школе выше среднекраевого показателя. Средний балл на экзамене в 11 классе в форме ЕГЭ также выше среднекраевого уровня.
Мои учащиеся являются призерами и победителями муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по информатике на протяжении последних трех лет.
Эффективность применения моей методической системы можно проследить и во внеурочной деятельности: Это отражается в повышении мотивации учащихся в изучении информатики. Значительно увеличилось общее количество ребят, которые принимают участие в конкурсах и мероприятия по информатике на различных уровнях.