Евразийский
научный
журнал
Заявка на публикацию

Срочная публикация научной статьи

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

Применение символизма в паркостроении на примере Ломоносовского парка в г. Архангельск

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Антонов Александр Михайлович, Кузнецова Любовь Владимировна, Хабарова Елизавета Леонидовна, Собинина Виктория Борисовна
Рубрика: Архитектура
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №7 2015»  (июль 2015)
Количество просмотров статьи: 3954
Показать PDF версию Применение символизма в паркостроении на примере Ломоносовского парка в г. Архангельск

Аннотация: в данной статье рассматривается пример использования символизма в ландшафтной архитектуре на примере проектирования парка в г Архангельск. Авторы попытались вписать в своей проект культурные традиции славян и наполнили партеры тематическими рисунками из поморской культуры

Ключевые слова: символ, партер, боскет, Архангельск

Помимо эстетической и пространственной стороны в ландшафтной архитектуре не последнее место отводится символике. Дизайнеры наполняют свои произведения глубоким смыслом, вплетая в них тонкую нить символов: религиозных, философских, культурных. В большинстве случаев используемые символы являются неотъемлемой частью общих культурных традиций, и поэтому чаще всего не требуется дополнительного объяснения.

Для того, чтобы рассмотреть применение символизма, был разработан проект ландшафтной организации и благоустройства парка им М.В. Ломоносова в г. Архангельск. Территория парка имеет площадь около 8 га, а сам объект – прогулочный характер.

Данная концепция называется «Славянский сад» (рис .1). Это парк в регулярном стиле, представляющий собой совокупность боскетов из живой изгороди правильной формы, основными акцентами которых служат партеры в виде древних славянских символов.

Для славян символ таил в себе главную смысловую нагрузку в магическом искусстве и мастерстве жрецов. Это не просто значок или украшение, а совокупность сакральных смыслов, магических эффектов, тысячелетних трудов древних мастеров, придумавших данные обозначения. Символ необходим, чтобы воздействовать на мир, преобразовывая его. Множество символов являются оберегами, защищая от негатива, некоторые даже способны стереть границу между мирами, а некоторые являются способами обращения к природе и энергетическим источникам [1].


Рисунок 1 – Вид регулярной части парка «Славянский сад».

Каждый боскет является единым целостным элементом, не связанный с другими. Необычное решение территории позволяет посетителю воспринимать каждую составляющую локально, не соотнося её с целостным видом парка. Человек выбирает элемент, в котором он желает находиться в данный момент времени, и направляет свою энергию на его созерцание. Все элементы имеют несколько входов и выходов, которые связывают их с соседними частями парка. С учётом наблюдений разработаны кратчайшие транзитные пути, помогающие попасть из одного края парка в противоположный без труда, но при этом квадратная и прямоугольная форма боскетов создают некий лабиринт. Данная задумка позволяет, пересекая парк, стать на момент его частью и найти довольной простой, но пересекающий сразу несколько элементов парка, путь в необходимом направлении.

Особенностью партеров является то, что кроме формы славянских знаков, они имеют оформление в виде известной ракульской росписи. Нотки поморской росписи делают парк максимально приближенным к культуре Архангельской области и придают ей местный колорит.

Орнамент ракульской росписи датируется серединой XIX века. Ракульская роспись имеет глубочайшие самобытные традиции в ряду северных росписей.

Декоративная составляющая росписи и отсутствие в ней ярко выраженного сюжета объясняется старообрядческими традициями. Бытовые сюжеты не изображались на предметах домашнего обихода, поскольку это считалось богохульным.

В традиционных росписях Ракулки главенствуют черный и золотисто-охристый цвета, разбавленные насыщенным зеленым и коричнево-красным. Цветовая гамма строга и гармонична, форма элементов лаконична. Элементы росписи крупные и ограничиваются чётким контуром.

Свободно располагающийся узор росписи в основном состоит из сказочных вьющихся цветочных лиан с каплеобразными листьями и характерных схематично изображённых птиц. Фантастические, вымышленные растения, цветущие букеты, многоцветные красочные элементы выражают идею плодородия, вечного и нескончаемого богатства мира, желания достатка в доме, просьбы о богатом урожае.

Северодвинская роспись типична основным использованием её для украшения прялок. Ракулка выработала чёткие правила для их росписи: фасадная часть разделялась на три равные части - нижняя украшалась вертикальной крупной ветвью с симметричными по расположению ветвями, центральную занимало окаймленное рамкой изображение птицы, а верхняя декорирована большой S-образной лианой с разноцветными листьями.

Назначение завитков, капелек-брызг, усиков, полукружий - украшать изделие. Выполнялись они нередко чёрным цветом [2].

Славянские и поморские мотивы, а также регулярный стиль парка в целом носит образовательную цель. Каждый партер оснащён информационными табличками и стендами, позволяющими узнать значение данной композиции, а также больше погрузиться в атмосферу славянской культуры.

Ассортимент представлен кустарниковой и травянистой растительностью. В центральном боскете находится овощной аптекарский огород, что позволяет снова обратиться к образовательной составляющей, а также насладиться дарами человеческих трудов. В данном парке возможно проведение регулярных акций, направленных на привитие любви к труду на земле, заключающихся в массовой посадке и уходом за овощными и цветочными культурами населением всех возрастов.

Почти все центральные части боскетов выполнены в виде площадок с покрытием из брусчатки, окруженных полосами газона, дополненного кустарниковой растительностью. На площадках в летнее время расположены кустарниковые насаждения в кадках.

Снаружи регулярная часть переходит в пейзажную и окружена густыми посадками крупномерных насаждения в виде деревьев и кустарников.

Славянский сад разделён на функциональные зоны.

Мемориальная зона. Она представлена в виде одного боскета, местоположение которого определено имеющимся памятником жертвам интервенции. Зона полностью выполнена в виде площадки с покрытием из брусчатки. Растительность представлена в виде кадок с кустарниками. Мемориал является центральной частью зоны, а справа и слева от него располагаются 2 партера, в центре каждого из них небольшой фонтан. Присутствует также оборудование, к нему относятся скамейки, урны, наземные светильники и светильники на опоре. Парадная зона расположена в центре. Представляет собой самый крупный боскет, посередине которого находится большой партер с фонтаном и системой каналов, обрамляющих его. Зона выполнена в виде площадки с покрытием из брусчатки, которое окружают полосы газона правильной формы. На газоне разбит аптекарский огород, представленный декоративными овощными культурами, а также формованными экземплярами туи. Растительность также представлена в виде кадок с кустарниками. Присутствует оборудование, к нему относятся скамейки, урны, наземные светильники и светильники на опоре.

Спортивная зона. В этой зоне располагается боскет с универсальной спортивная площадка для футбола и баскетбола. Оборудование представлено в виде светильников на опоре. Детская зона. Детская зона включает в себя перпендикулярные друг другу дорожки, в центре которых образована круглая площадка с фонтаном. По периметру находятся 4 участка прямоугольной формы, на которых выполнено устройство обыкновенного газона. На газонных участках располагается оборудование площадки в виде качелей, горки, веранды, а также киосков для продажи мороженого, попкорна и сладкой ваты.

Зона тихого отдыха. Представлена в виде нескольких боскетов расположенных в различных частях парка. Наполнением служат партеры и полосы газона правильно формы. В одном из боскетов предусмотрено устройство двух искусственных декоративных бассейнов.

Все зоны связаны между собой дорожками из брусчатки, а также множеством входов и выходов в зелёных комнатах.

В мемориальной зоне расположены два идентичных симметричных партера в форме символа «Предок» (рис. 2)с росписью из ракульских капель.

Предок - символизирует единение живущих ныне родичей со своими предками-пращурами и «корнями» на духовном уровне. Символ связи с нашими предками, способствует открытию «родового столба» в дни памяти и почитания умерших предков.


Рисунок 2 – Схема проектируемого партера «Предок».


В парадной зоне, расположенной в центре парка запроектрован партер в форме символа «Колохорт» (рис 3.). Партер представляет собой фонтан в центре и идущую от него систему каналов. Между каналами расположены повторяющиеся части партера с эелементами ракульской росписи. Колохорт символизирует двойственную систему мировосприятия: постоянное взаимосуществование Света и тьмы, Жизни и смерти, Добра и зла, Правды и Кривды, Мудрости и глупости.

Рисунок 3 – Схема проектируемого партера «Колохорт» Рисунок 4 – Схема проектируемого партера «Звезда Лады-Богородицы»

В зоне отдыха расположены также четыре партера, два из которых запроектированы в форме славянских символов, а следующие два с использованием ракульской росписи (рис 6). Звезда Лады-Богородицы (рис.4) - в этом символе воедино соединились Силы Природы и Божественные Силы. Данный славянский оберег символизирует покровительство Богини Лады, которая дарует и оберегает любовь, гармонию и Лад в семье.

Свадебник (рис. 5) - мощнейший Семейный Оберег, символизирующий объединение двух родов. Слияние двух стихиальных систем (тела, души, духа и совести) в новую единую жизненную Систему [3].

Рисунок 5 – Схема проектируемого партера «Свадебник». Рисунок 6 – Схема проектируемого партера с элементами ракульской росписи.


Символизм помогает вложить глубокий смысл в произведения ландшафтного исскуства и позволяет понять значимость того или иного элемента. Природные формы не только изображают себя в благоустроенном виде. Они выражают мировоззрение людей.

Список использованных источников.

  1. Славянское наследие. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.nasled.org/vera/Simvoly.htm
  2. Энциклопедия технологий и методик. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://patlah.ru/etm/etm-01/podelki/rospis/north-dvina/north-dvina-2.htm
  3. Берегиня дома. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://bereginya-doma.io.ua/s624739/slavyanskie_simvoly_opisanie_i_shemy_k_nim