Евразийский
научный
журнал

Применение невербальной коммуникации среди студентов в общении с разными группами на примере общения индивида в кругу друзей и при выступлении перед аудиторией

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Коржавина Алина Андреевна, Дьяконова Александра Михайловна
Рубрика: Социологические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №1 2017»  (январь, 2017)
Количество просмотров статьи: 1112
Показать PDF версию Применение невербальной коммуникации среди студентов в общении с разными группами на примере общения индивида в кругу друзей и при выступлении перед аудиторией

Коржавина Алина,
Дьяконова Александра

студентки СПбГУ
факультета Социологии
2 курс, группа 2.1
E-mail: korjavina.lina@yandex.ru

Каждый человек при общении пользуется инструментами невербальной коммуникации для достижения разных целей: более красочно описать свои эмоции, скрыть свое волнение или же более доступно объяснить ту или иную информацию. В любом случае, использование невербальной коммуникации несомненно необходимо в процессе общения. Но может ли частота использования средств невербальной коммуникации изменяться в зависимости от обстановки? То есть будет ли отличаться эта частота при выступлениях на публике в сравнении с общением в кругу друзей? Именно получение ответа на этот вопрос и являлась целью нашего исследования.

Объектом данного исследования являются студенты, а предметом — средства невербальной коммуникации, используемые студентами в кругу друзей и при публичном выступлении.

Что же касается методологии, на которой основано наше исследование, то мы основываемся на трудах американского социолога Толкотта Парсонса, который подробно разбирает проблему социального действия, социальных ролей и статусов.

Наша основная гипотеза основывается на предположении, что при публичном выступлении, в отличии от общения в кругу друзей, человек начинает чаще пользоваться различными методами невербальной коммуникации из-за большего волнения.

Также мы выделили дополнительные гипотезы:

1) В кругу друзей студент ведет себя более сдержанно в проявлениях невербальной коммуникации, т.к. не волнуется.

2) Частота использования средств невербальной коммуникации при публичном выступлении изменяется меньше, чем в два раза

3) Признаки волнения снижаются или исчезают вовсе при разговоре с друзьями.

Для достижения поставленной цели нами были определены задачи, которые необходимо выполнить в рамках этого исследования:

1. Выявить признаки волнения во время выступления студента;

2. Подсчитать, сколько раз один и тот же студент использует средства невербальной коммуникации при двух различных обстановках;

3. Проанализировать, влияет ли обстановка на частоту использования невербальных коммуникаций;

4. Определить, при какой обстановке студент чаще использует методы невербальной коммуникации;

Нами был выбран метод контролируемого, структурированного, систематического наблюдения, которое мы проводили с помощью специальных карточек наблюдения, где мы отмечали частоту использования невербальных коммуникаций, степень волнения наблюдаемого и время наблюдения, которое при различных обстановках не изменялось.

В итоге нам удалось провести полноценное наблюдение в разных средах за 37 студентами.

Результаты наблюдения

В среднем время нашего наблюдения за студентами занимало порядка 8 минут.

Наиболее часто встречающейся единицей нашего наблюдения является использование звуков-паразитов (каждый испытуемый чаще всего использовал звуки-паразиты при выступлении на собрании).Наименее часто встречающейся единицей наблюдения является быстрая, обрывистая речь

Единицы наблюдения со средними значениями частот: за все время наблюдения частота употребления невербальных средств коммуникации достигала в среднем 121,6 и при общении с друзьями — 65,5.Соотношение средних частот категорий, свидетельствующих об искренности или неискренности исследуемого: при публичном выступлении наблюдаемого частота использования невербальных средств коммуникации в среднем достигала значения в 14,7 в минуту, а при общении в кругу друзей — 8,2 в минуту.

Интерпретация результатов

Результаты, полученные нами в ходе наблюдений, говорят о том, что единица наблюдения «использование звуков-паразитов» не может сказать о том, волнуется ли человек или нет, так как является наиболее часто встречающейся в обеих ситуациях наблюдения. Наличие признака «быстрой, обрывистой речи» у наблюдаемого и прекращение его действия после начал выступления говорит о том, что наблюдаемый постепенно начинает осваиваться, приспосабливаться к среде, наблюдателями замечено постепенное снижение частотности признаков к концу выступления.

Такие же средства невербальной коммуникации, как покраснение лица и заикание не были выявлены у большинства испытуемых.

Гипотеза о том, что в кругу друзей студент ведет себя более сдержанно в проявлениях невербальной коммуникации, является правильной. В нашем наблюдении частота использования средств невербальной коммуникации выше при выступлении на собрании, что свидетельствует о том, что главная гипотеза нашего исследования верна.

Гипотеза о том, что частота использования средств невербальной коммуникации при публичном выступлении изменяется меньше, чем в два раза, также оказалась верна (число, полученное нами равно примерно 1,8 в минуту).

Наша последняя гипотеза о том, что признаки волнения снижаются или исчезают вовсе при разговоре с друзьями, является верной, так как частота использования средств невербальной коммуникации при публичном выступлении — 14,7, а при общении в кругу друзей значение существенно снижается (8,2).