Евразийский
научный
журнал

«Применение инновационной технологии в процессе преподавания «Методики обучения вокалу»»

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Семина Вера Александровна
Рубрика: Педагогические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №3 2019»  (март, 2019)
Количество просмотров статьи: 285
Показать PDF версию «Применение инновационной технологии в процессе преподавания «Методики обучения вокалу»»

Семина Вера Александровна
заслуженная артистка РФ,
профессор МаГК им М.И. Глинки

За последние два десятилетия технический прогресс совершил настоящий прорыв, общество не просто использует гаджеты, они стали неотъемлемой составляющей жизни. Если в начале 2000-х гг. поколение того времени в повседневной жизни использовало, главным образом, пейджеры, основной функцией которых была передача коротких текстовых сообщений, а также самые элементарные мобильные телефоны, имеющие черно-белый экран и в придачу несколько примитивных функций: звонок, смс, будильник..., то к концу первых двух десятилетий XXI в. в арсенале нынешнего современного общества смартфоны, компьютеры, ноутбуки, планшеты, электронные книги, цифровые диктофоны и т.д. В своих исследованиях агентства We Are Social и Hootsuite выяснили, что на «данный момент пользователями мобильных телефонов являются 5 миллиардов людей, 80% из которых используют смартфоны» [1], при населении в мире 7,6 миллиардов людей. В России «смартфоном пользуется 40 процентов потребителей связи» по данным исследования международной компании Synovate Comcon. «При этом доля пользователей мобильных телефонов в России достигла в конце 2014 года 96 процентов». Абсолютное большинство людей в современном обществе мобилизировано. При этом выбор, при покупке нового мобильного телефона, падает, в большинстве случаев, на смартфон. «Только за последние 2,5 года доля смартфонов в России выросла на 21 процент и сейчас составляет около 39 процентов среди всех пользователей сотовой связи». [3]

С учетом современного темпа жизни население не только мегаполисов, но и провинциальных городов выбирает максимально мобильные гаджеты. Современная техника имеет огромное количество функций в одном устройстве при минимальных габаритах, а зачастую сочетая в себе несколько устройств, является многофункциональным устройством, с возможностью загрузки приложений для облегчения деятельности человека в работе, обучении и повседневной деятельности. При такой стремительной и практически всеобъемлющей мобилизованности общества, причем уже современными устройствами, становится необходимым пересмотр отношения к гаджетам, не только как к устройству связи, источнику и хранилищу информации, благодаря мобильному интернету и Wi-Fi, но и как активному помощнику в образовательных целях. Система образования является одной из самый старейших и консервативных социальных систем, в которой на протяжении веков сформировались способы передачи информации, ее фиксации, а также дальнейшего изучения и использования. Так вплоть до начала ХХI в., основным носителем информации, как и в прежние века был преподаватель и учебники. При таком подходе к системе образования, лекционные предметы сводились к устной подаче информации педагогом и конспектированию студентами, затем, при подготовке к экзаменам, зачетам, семинарам, лекции штудировались с привлечением учебников по данному предмету. Еще несколько десятилетий назад все самостоятельные письменные работы студентов сдавались в рукописном варианте, при этом возникал вопрос читабельности подобной работы. Однако, на данном этапе развития образовательного процесса доклады, рефераты, курсовые и др. виды самостоятельной работы студенты предоставляют в отпечатанном виде, т.е. вначале текст набирается на ПК или ноутбуке, что позволяет при необходимости быстро редактировать текстовый файл, а затем распечатывается на принтере. Подобный подход к обучению, большинство преподавателей воспринимает, как актуальный для сегодняшнего образования и возможностей современного технического прогресса.

Для продвинутого пользователя ПК и даже не очень продвинутого, программисты предлагают на сегодняшний день целую «библиотеку» приложений, как информационных, развлекательных, так и узкопрофильных. Еще пару десятилетий назад, для того, чтобы размножить ноты музыкального произведения его переписывали, затем первые появившиеся ксероксы, имеющие на том этапе развития «черепашковую» скорость, ксерокопировали. Сейчас это дело нескольких секунд, а композиторам, чтобы зафиксировать свое сочинение, необходимо было ручкой записать ноты на специальной нотной бумаге. На сегодняшний день это воспринимается историей, ведь для компьютеров написано несколько вариантов специальных нотных редакторов, благодаря которым можно не только набрать ноты с клавиатуры компьютера или со специальной MIDI-клавиатуры, т.е. зафиксировать их на компьютере, но и прослушать набранный нотный текст, при необходимости изменить мелодию, тембр, размер, тональность, сделать аранжировку или переложение и т.д. Лидерами среди подобных редакторов являются Finale и Sibelius платные для полного функционала, имеют огромное количество шаблонов, шрифтов, библиотек, а также возможность экспорта в PDF для нотной информации, а звука в MP-3 [4]. При более скромном подходе к выбору музыкального редактора, без такой широкой палитры функций, можно найти достойные бесплатные аналоги и даже работающие «онлайн». Такой подход к переносу нотных текстов с бумажного носителя на ПК, открывает новые возможности использования, редактирования, обмена и изменения нотной информации. Некоторые разработчики программного обеспечения для ПК зашли настолько далеко, что попытались создать программу-композитора... И самое удивительное, что первая подобная попытка была предпринята в далеких 40-х гг. XX в. группой австралийских инженеров. Руководителями группы были Тревор Пирси и Мастон Берд, а математик Джеф Хилл разрабатывал специальный алгоритм для данного компьютера, который был назван CSIRAC (от англ. Council for Scientific and Industrial Research Automatic Computer, Автоматический компьютер Совета по научным и промышленным исследованиям), данный ПК занимался «сочинением» музыки с 1949 по 1951 гг., в дальнейшем от создания музыки он был освобожден. Однако, данное веяние было подхвачено Тьюрингом, являвшемся специалистом выездной студии BBC. «Машина, созданная Тьюрингом и занимавшая почти весь первый этаж лаборатории, могла генерировать три мелодии — „Боже, храни Королеву“ (англ. God Save the King), „Бе бе Черная овечка“ (англ. Baa, Baa Black Sheep) и классику свинга „В настроении“ (англ. In the Mood) Глена Миллера... При этом фундаментальные работы Тьюринга конца 1940-х годов по превращению компьютера в музыкальный инструмент оказались незамеченными» [5]. Оставшись незамеченными тогда, в 2017 году его работы привлекли интерес, что вполне объяснимо, с точки зрения современного технологичного общества, в котором так много видов деятельности отводится компьютерам, планшетам и другим устройствам. Эд Ньютон-Рекс с 2014 г. занимается проектом Jukedeck, разрабатывающим искусственный интеллект, для написания музыки. «Все началось с того, что, еще будучи студентом, я задал себе вопрос: а могут ли уже компьютеры сочинять музыку? Я решил, что они наверняка должны это уметь, и задумался, какой смысл в этом умении. Каким удивительным образом его можно будет использовать?.. Я посетил что-то вроде вводной лекции в информатику и понял, что в принципе вполне реально научить компьютер писать музыку». Подобная разработка за последние 3 года привлекла инвестиции более чем на $3 миллиона. По мнению разработчиков, главной проблемой при написании музыки ИИ (искусственный интеллект) является отсутствие четких критериев оценки сочиненной музыки, любое произведение человеческим ухом оценивается субъективно и воспринимается индивидуально. Возможно, скоро мастерству композиции на композиторских факультетах студентов будет уже учить компьютер...

Однако, даже на данный момент найдутся и противники использования современной техники в образовательном процессе. Подобное мнение зависит, главным образом, от того, что многие студенты используют гаджеты во время занятий, в развлекательных целях: сидят в социальных сетях, играют в игры и т.д., но тем не менее, столь популярное использование гаджетов, можно и нужно привлечь в образовательный процесс, как современный способ подачи информации, ее обработки и хранения.

Ведь современные компьютеры, ноутбуки, планшеты и смартфоны, имея в своем арсенале достаточное количество Гб памяти, как правило, снабжены дополнительным слотом для внешней карты памяти, что дает возможность хранения на одном устройстве электронных учебников, книг, тематических архивов, и даже библиотек, включая не только текстовые документы, но и аудио- видео- pdf- файлы, при этом вся информация может быть в кратчайшие сроки перенесена на любой другой гаджет. Наверное, в нашей стране еще не до конца признана необходимость использования гаджетов в учебном процессе, так «среди американских студентов было проведено исследование, согласно которому 90% опрошенных заявили о том, что их устройства (мобильные) являются ценными для образовательных целей. 65% опрошенных верят в то, что гаджеты положительно влияют на подготовку к занятиям и улучшают качество выступлений перед аудиторией. Это обусловлено тем, что американским студентам разрешено отвечать на занятиях с использованием гаджетов» [6].

В некоторых столичных школах обучение проходит в обязательном порядке, при наличии у ребенка планшета. Возникает вопрос, если в школах требуют планшеты, то каким образом современные устройства могут внедриться в образовательные технологии высших учебных заведений, в частности в музыкальные ВУЗы. С вхождением гаджетов в образовательный процесс, должно поменяться вначале отношение к этим устройствам у преподавателей, ведь студенты более мобильны и приспособлены к использованию гаджетов, причем, не только в развлекательных целях, но и в качестве помощников в образовании и в, некоторых моментах, они уже их используют. Не секрет, что мало кто из современных студентов единственным вариантом подготовки к аттестации по предмету, использует конспекты, как правило, данный способ подачи информации, остается студентом практически мало воспринятым, где не успел дописать, или дописал, но невозможно прочитать, или отвлекся на тот же гаджет и не законспектировал вовсе. И тут же студент обращается за помощью к интернет ресурсам по данному предмету, либо скачивает учебники, рефераты, доклады по теме. Это все занимает дополнительное время в самостоятельной подготовке, и получается двойная работа, студент опять делает конспект, чтобы подготовиться к экзамену. Некоторые преподаватели при быстром изложении большого объема материала, предлагают записывать лекции на цифровой диктофон, или диктофон в смартфоне. Но, скорее всего, при подготовке студенту опять придется делать хоть и тезисные, но конспекты. Совсем другое дело, если у преподавателя есть курс лекций в электронном виде, который можно скачать на свой ноутбук, ПК, с помощью флешки или сбросить по электронной почте. Уже прорыв, но, что из себя представляет курс лекций для восприятия студентов, еще один учебник, в котором, конечно, гораздо легче выбрать тезисы, удалить дополнительную «ненужную» информацию и получить краткий конспект для самостоятельной подготовки. Если посмотреть ФГОС ВПО, то можно понять, какую долю образовательного процесса должно отводиться на современные формы обучения и их внедрение в традиционные, а также способы подачи информации, что и понятно, но достаточно сложно для пересмотра лекционных курсов. Для привлечения внимания современных студентов, живущих во время переизбыточного информационного потока, надо постараться. Для преподавателя абсолютная аксиома такова «запоминается: 10% — прочитанного, 20% — услышанного, 30% увиденного, 50% — увиденного и услышанного», вот только как современного обучающегося настолько заинтересовать и вовлечь в образовательный процесс, чтобы эти цифры получили свое отражение на степени усвоения информации. Ведь, как и прежде, ведущей формой обучения на групповых занятиях, остается лекция. «Время дает и противникам, и сторонникам лекции новые аргументы. Одни полагают, что обилие источников информации, нацеленность обучения на воспитание самостоятельности и творчества, отодвигают лекцию, как способ приобретения знаний на второй план. Другие же, напротив, считают, что именно лекция должна дать студенту творческий заряд, путеводную нить, чтобы не дать ему захлебнуться в потоке информации, помочь приобрести ориентиры, жизненные ценности и смыслы, отобрать наиболее полезное и необходимое» [7]. Наверное, именно поэтому преподаватели стараются свои лекции проблематизировать, т.е. создать ситуацию в решение которой, будут включаться студенты, задавая вопросы, предлагая способы ее решения, и тем самым подогреть их интерес к самостоятельному изучению, также в лекцию вставляются аудио- и видеофайлы, фото материал, слайд-шоу, презентации и т.д. По последним стандартам высшего и послевузовского образования, в лекционные курсы вводятся интерактивные (с англ. взаимодействующий) формы обучения. «Для решения воспитательных и учебных задач преподавателем могут быть использованы следующие интерактивные формы:

— интерактивная экскурсия — может быть традиционной или виртуальной, если в традиционную экскурсию входит сам объект наблюдения, то виртуальная экскурсия — это скорее форма организации самостоятельного обучения, которая реализуется в кабинетах с соответствующим оборудованием, и с минимальным теоретическим сопровождением со стороны педагога [8].

— кейс-технологии — одна из форм обучения для мотивации и проявления инициативы. «Фактически она создает условия, „развивающую среду“, в которой становится возможной выработка каждым учащимся на уровне развития его интеллектуальных и прочих способностей определенных компетенций, в процессе реализации им своих интересов и желаний, приложенных усилий, взятия на себя ответственности и осуществления действий в направлении поставленных целей». В Россию метод пришел из Америки, и переименован в «метод ситуативного анализа». Case-study (кейс-метод, анализ конкретных, практических ситуаций) — основная задача данного вида интерактивного обучения — это сформировать у студентов навыки и умения. «Обсуждение кейсов обычно основывается на двух методах. Первый из них носит название традиционного Гарвардского метода — открытая дискуссия. Альтернативным методом является метод, связанный с индивидуальным или групповым опросом, в ходе которого студенты делают формальную устную оценку ситуации и предлагают анализ представленного кейса, свои решения и рекомендации, т.е. делают презентацию. Этот метод облегчает преподавателю осуществление контроля, но он менее динамичен, чем Гарвардский метод. В открытой дискуссии организация и контроль участников проходит более сложно» [9].

— проведение видеоконференций — это способ связи с использованием современных технологий, между двумя и более людьми, с функцией видео и аудио сопровождения, при этом удаленность участника не имеет значения. Видеоконференции бывают следующих видов: 1-на-1 (участвуют 2 абонента). симметричные (более 2х участников и все участника видят и слышат друг друга одновременно, «полнодуплексное общение»), активация по голосу (на экране во время видеоконференции можно наблюдать только одного участника, при голосовой активности другого участника сервер переключает изображение на него), селекторная видеоконференция или ролевая (ведущий (преподаватель) сам определяет докладчиков и слушателей, в любой момент может удалить их изображение, часто используется в веб-конференциях (вебинарах)), для дистанционного обучения (преподаватель видит и контролирует всех студентов, а они в свою очередь видят на экране только преподавателя), видеотрансляция (докладчик работает с многочисленной аудиторией слушателей, которая его видит и слышит, видеосвязь односторонняя, слушатели могут общаться с докладчиком при помощи текстового чата) [10].

— круглый стол — адаптированный вариант лекции, при которой студенты имеют возможность задавать вопросы, получая ответы не только от преподавателя, но и от однокурсников, в таком варианте обучения налаживаются устойчивые коммуникативные отношения. «Такой опыт нормы культурного мышления учит адекватно воспринимать информацию, логически верно, аргументированно и ясно строить устную речь, анализировать учебные и профессионально значимые проблемы, владеть навыками постановки цели. В дальнейшем это поможет сформировать культурную личность, способную к профессиональной деятельности и решению социально и личностно значимых проблем» [11]

— мозговой штурм — творческий процесс в поиске оригинальных идей, решения поставленных преподавателем целей и задач. Преподаватель делит группу студентов, учитывая их пожелания, на экспертную и аналитическую группу, т.е. эксперты предлагают варианты для решения поставленных проблем, а аналитики выбирают наиболее логичные, подходящие и творческие варианты, по их мнению, путем голосования. В итоге аналитики мониторят количество предложенных идей вообще, выбирают лучшие.

— дебаты — известны со времен Древней Греции, позже применялись в политических спорах. В педагогическом процессе подразумевается изначальная глубокая и тщательная подготовка студентов, перед занятием в форме дебатов, т.к. при данном виде обучения дебаты могут проходить как между студентами, группами студентов, так и между студентом и педагогом.

— фокус-группа — изначально известен как метод исследовательской деятельности, но в настоящее время используется в образовательном процессе, как интерактивная форма обучения. Включает в себя 5 этапов: интеллектуальная разминка, диагностический (выясняется отношение студентов к поставленному вопросу), аналитический, продуктивный (в виде обсуждения вариантов решения поставленной проблемы), заключительный (оценка и отбор лучших вариантов, преподаватель подводит итог занятия).

— деловые и ролевые игры — это моделирование определенной ситуации, с возможным изменением социальных ролей (студент на какое-то время выполняет роль преподавателя).

— учебные групповые дискуссии — дискуссия, как метод обучения известна со времен Древней Греции, используется для стимуляции творческого подхода к решению поставленной проблемы, а также как фактор влияния на формирование умения кратно и четко выражать свое мнение.

— тренинги — очень популярный вид обучения в современном обществе, т.к. во время тренинга за короткий промежуток времени, студент получает навыки, благодаря собственному творческому подходу к решению поставленного вопроса, а также возможность их применения на практике.

— творческие задания — это разновидность задания для студентов в ходе подготовки которого, требуется не простое воспроизводство, полученной ранее информации, а нахождение правильных ответов на поставленные вопросы, причем правильных ответов может быть несколько. К данным видам заданий относятся доклады, эссе, рефераты, выступления перед однокурсниками.

— работа в малых группах — это вариант обучения с творческим подходом, для изучения нескольких тем, либо нескольких разделов одной темы одновременно, разными группами и как вариант, дальнейшее обсуждение и обмен полученными знаниями между группами.

— метод портфолио — может использоваться как вариант отчетности студента перед преподавателем, в котором студент демонстрирует полученные данные, способ их получения, источники информации.

— метод проекта — включает в себя еще несколько интерактивных форм: метод портфолио, дебаты, «мозговой штурм» и т.д. Для данного вида обучения потребуется наличие технических средств, как правило, защита проектов проходит с показом фото, видеоматериалов, слайд-шоу, презентаций, видеоконференций и т.д.

— сократический диалог — это организация обучения на основе диалога педагога и студента, или студента и студента (при ролевых играх). Толерантный вид обучения, в котором каждый студент имеет право высказать свою точку зрения, сформулировать вопросы по теме.

— метод «Займи позицию» — цель данного метода выявить мнение студентов по поставленной проблеме, с учетом уже имеющихся знаний, и начать с ними «аргументированное обсуждение вопроса».

— метод «Попс-формула» — это вариант преподнесения собственной самостоятельной работы: П — позиция (студент высказывает свое мнение, по поставленной теме), О — обоснование (приводятся аргументы, подтверждающие мнение), П — пример (студент предлагает факты из собственного опыта или на примере из учебной литературы), С — следствие (выводы студента, итог его выступления).

Это далеко не все виды и варианты интерактивных форм обучения, данные виды, представленные автором, могут быть использованы в лекционных курсах музыкальных вузов, в частности по курсу дисциплины «Методика обучения вокалу». Курс изначально пассивного метода обучения, где студент это объект, и до недавнего времени занятия проводились в классической лекционной форме. Однако, в настоящее время подобный подход требует пересмотра. Ведь включение интерактивных форм обучения в процесс изучения «Методики» значительно повысит процент усвоенного материала студентами, с дальнейшим применением его на практике.

Список литературы:

  1. MEIZU Россия: [Электронный ресурс]. М., URL: https://mymeizu.ru
  2. Суздальцев Е.Л. Применение современных технических средств как фактор повышения качества обучения / Е.Л. Суздальцев // Информатика и образование. — 2008. —  9. — С. 125–126
  3. Фомченков Тарас. Исследование: Смартфонами пользуется 40 процентов населения России: // Российская Газета, 2015 г. [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2015/03/19/smartphone-site-anons.html
  4. Нотный редактор. Что выбрать?: [Электронный ресурс] // 2016-2018. URL: http://fierymusic.ru/software/notnye-redaktory/notniy-redaktor
  5. История компьютерной музыки: [Электронный ресурс] // 2013-2018. URL: https://composemo.ru/component/k2/item/112
  6. Чирикаева Евгения Владимировна. Роль гаджетов в сфере образования: // Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс». [Электронный ресурс]. URL: https://interactive-plus.ru/e-articles/47/Action47-115246.pdf
  7. Основные формы обучения в вузе[11]. Современная вузовская лекция: [Электронный ресурс]. URL: https://lektsii.org/9-85815.html
  8. Каунов А.М., Фетелава Т.А. Виртуальные экскурсии — эффективный инновационный инструмент совершенствования технологической подготовки обучающихся. [Электронный ресурс]. URL: https://studfiles.net/preview/5772899/page:65/
  9. Г.М. Гаджикурбанова. Методика использования кейс-метода (Case Study) в учебном процессе ВУЗа. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodika-ispolzovaniya-keys-metoda-case-study-v-uchebnom-protsesse-vuza/
  10. Компания TrueConf. Видеоконференция. [Электронный ресурс]. URL: https://trueconf.ru/videokonferenciya.html
  11. Основные интерактивные методы. Круглый стол, дискуссия, дебаты. [Электронный ресурс]. URL: https://studfiles.net/preview/2224244/page:2/