Евразийский
научный
журнал

Применение ИКТ на уроках истории и обществознания как средство развития УУД

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Аканаева Надежда Анатольевна
Рубрика: Педагогические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №2 2016»  (февраль)
Количество просмотров статьи: 2254
Показать PDF версию Применение ИКТ на уроках истории и обществознания как средство развития УУД
Аканаева Надежда Анатольевна , учитель истории и обществознания МОУ "Петъяльская СОШ", РМЭ E- mail: n.akanaeva2013@yandex.ru


    Отличительной особенностью ФГОС является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося.        

 Неотъемлемой частью ядра Стандарта являются универсальные учебные действия (УУД). Важным элементом формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени общего образования, обеспечивающим его результативность, являются ориентировка школьников в информационных и коммуникативных технологиях (ИКТ) и формирование способности их грамотно применять (ИКТ-компетентность).

Современный процесс обучения истории и обществознания  характеризуется все более широким  применением в нем компьютерных технологий.

   Хочу поделиться своим опытом использования ИКТ на уроках истории и обществознания.  

 На протяжении нескольких лет, работая как в среднем, так и в старшем звене, я проводила уроки с использованием  ИКТ разных типов. В результате пришла к выводу, что такие уроки можно разделить на несколько групп:
    - Уроки с использованием мультимедийных презентаций

 Программа Power Point дает возможность компоновать материал по своему усмотрению и  при подготовке к уроку заниматься творчеством, а не запоминаем того, в каком порядке будет вводиться информация. Эта  программа  позволяет  мне использовать информацию в любой форме представления (текст, таблицы, слайды, диаграммы и т. д.).

    По ходу урока поэтапно вводишь  необходимый материал на экран и рассматриваешь основные вопросы каждой темы. В случае использования слайда - задания  организуется обсуждение поставленного вопроса, и подводятся итоги. В  случае необходимости может заменить текст, рисунок, или просто скрыть не нужные слайды. Эти возможности программы позволяют максимально настраивать любую имеющуюся информацию под конкретный урок в конкретном классе.
      Очень интересна форма подготовки домашнего задания (в том числе и опережающего) в виде выполнения презентации. При подготовке презентации ученик должен провести огромную работу, использовать большое количество источников информации, что позволяет избежать шаблонов и превратить каждую работу в продукт индивидуального творчества.

    В процессе демонстрации презентации ученики приобретают опыт публичных выступлений, который, безусловно, пригодится в их дальнейшей жизни. Включается элемент соревнования, что позволяет повысить самооценку ученика, так как умение работать с компьютером является одним из элементов современной молодежной культуры.

    Часто такую работу предлагаю выполнять группам, в ходе которой  обучающиеся учатся работать в коллективе, организовывать совместную деятельность, распределять время, учебные задания, наконец, постигают азы культуры общения в совместной работе. Презентации способствуют воспитанию у школьников собственной точки зрения, которая весьма удобно излагается с помощью программы Power Point.

    Итак, создание обучающимися  компьютерных презентаций, позволяет развивать их информационные и коммуникационные компетенции

 - Уроки с использованием учебных фильмов и мультимедийных пособий

  В настоящее время имеются множество электронных посо­бий и мультимедийных уроков. Использование их  позволяет существенно повысить наглядность изложения материала и привлечь внимание учащихся к изучае­мой теме. Например, серия уроков по теме «Великая Отечественная война» в 9 и 11 классах проводится с использованием учебного фильма «От Кремля до Рейхстага». В ходе просмотра фильма и анализа эпизодов происходит активизация познавательной деятельности, обучающиеся самостоятельно к следующим урокам  стараются узнать о том или ином этапе войны что-то новое, а  результат – презентации, доклады, дискуссии.

В этом случае процесс обучения де­лается более эффективным, поскольку активизируются все формы чувствен­ного восприятия.

Электронные пособия позволяют учащимся озна­комиться с работами историков, сопо­ставить их со сведениями из историче­ских источников, самостоятельно со­ставить необходимые схемы, таблицы, рассказы.

Имеющиеся в электронных пособиях анимационные карты дают полное представление о ходе битв, походов, сражений. С помощью этих пособий можно также провести контроль знаний по отдельному параграфу,     разделу (те­ме) и по курсу в целом.

 Для организации самос­тоятельной работы учащихся во время урока можно использовать слайд-филь­мы, статьи по изучаемому разделу, а для закрепления знаний — тестовые за­дания.

Для подготовки к ЕГЭ приобретены программные диски, которые содержат не только большой выбор проверочных тестов, но и необходимые справочные материалы.  С помощью таких дисков учащийся может объективно оценивать свои знания и степень своей подготовленности к экзамену. Здесь оценку ставит независимый    эксперт – компьютер.

  Очень важно то, что мультимедийные пособия сделаны именно для тех учебников, по которым я работаю. Темы учебника совпадают с материалом на диске, что существенно облегчает работу по моему предмету. Я использую следующие электронные пособия: История Древнего мира издательства  «Просвещение», История нового времени 7 класс (Кордис и Медиа), Обществознание 8-11 классы, « История России 20 век» и др.

Уроки с использованием Интернет-ресурсов.
   Интернет можно рассматривать как часть информационно - коммуникационной предметной среды, которая содержит богатейший информационный потенциал.

Довольно часто на уроках права и обществознания  организую  работу с источниками (например, с кодексами, постановлениями, текущими федеральными законами) в  режиме  on-line с сайтами образовательных материалов.

   Например, урок обществознания, изучение темы Конституция РФ. На этом уроке рассматривается структура конституции, вопросы, касающиеся прав и свобод граждан, полномочия высших органов власти с помощью сайта www.consultant.ru.  ведется анализ   основного закона в режиме on-line.

  Подобные уроки требуют распечатки большого количества материалов, т.к не у всех обучающихся  есть сборники законов. В случае работы в Internet эта необходимость отпадает, при этом обучающиеся  ведут поиск информации непосредственно в самом документе, параллельно изучая его структуру и особенности. В ходе занятия они работают в группах, обрабатывают полученную информацию, строят схемы, работают в конспектах. Именно в ходе такой работы и идет формирование информационной компетентности.

Возможности Интернета часто  использую  для организации on-line  консультации по ЕГЭ и ГИА,  и для участия в различных форумах, видео - конференциях.

     В заключении хотелось бы отметить, что целесообразность использования информационных и информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе вообще и на уроках истории, обществознания в частности не вызывает сомнения. Внедрение информационных технологий в учебный процесс позволило мне изменить форму традиционных уроков, что способствует  развитию информационно-коммуникативной компетентности обучающихся в  соответствии с требованиями ФГОС  и формированию  всех ключевых навыков обучающихся.