Евразийский
научный
журнал

Применение дидактической игры на уроках математики в начальной школе, как средство повышения познавательной активности учащихся

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Евдокимова Алина Маратовна
Рубрика: Физико-математические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №6 2018»  (июнь, 2018)
Количество просмотров статьи: 674
Показать PDF версию Применение дидактической игры на уроках математики в начальной школе, как средство повышения познавательной активности учащихся

Евдокимова А.М.,
студент
2 курс, факультет «Педагогики и психологии»
Набережночелнинский педагогический университет
Россия, г. Набережные Челны

Аннотация: В данной статье рассматриваются особенности дидактических игр, их применение на уроке математики в начальных классах, как средство повышения познавательной активности учащихся.

Ключевые слова: познавательная активность, математика, дидактическая игра, игровая деятельность.

В первые годы обучения в школе наиболее трудным, а для некоторых детей нелюбимым предметом становится математика. Это можно объяснить тем, что у некоторых детей ещё недостаточно развиты такие функции мыслительной деятельности, как синтез, анализ, обобщение, умение дифференцировать, классифицировать, сравнивать [2, c.354].

Для успешного обучения детей необходимо на первых же порах повысить их интерес к учебным занятиям, а также активизировать их деятельность.

Для развития познавательного интереса к математическим знаниям необходимо использовать разнообразные методы и приёмы обучения математике, привлекая красочный наглядный и раздаточный материал, технические средства обучения. Также необходимо внедрение в учебный процесс дидактических игр, как эффективного средства повышения познавательной активности младших школьников и побуждения у них живого интереса к математике [1, c.59].

Дидактическая игра — это вид деятельности, занимаясь которой, дети учатся. Данный вид деятельности может быть как индивидуальным, так и коллективным. Он является важным средством воспитания активности детей, вызывает у учащихся большой интерес к познавательному процессу. С помощью игры любой учебный процесс становится живым и увлекательным, создаёт радостное настроение, облегчает процесс усвоения знаний.

Дидактические игры используются только при тесной связи с темой урока. Но также они могут быть проведены на любом этапе и любом типе урока. Например, игра может использоваться при объяснении нового материала, при этом сопровождаясь необходимыми действиями учащихся с группой рисунков и предметов. На уроках закрепления материала игры применяют на воспроизведение вычислительных действий, приёмов. Играя, дети непроизвольно совершенствуют свой уровень математических знаний, закрепляют его [5, c.282].

Дидактические игры очень хорошо сочетаются с учебным материалом, соответствующим дидактическим целям урока. Игра помогает решить определённые задачи:

-развить умственные способности младшего школьника;

-воспитать черты личности, сформировать какие-либо умения;

-вызвать интерес к уроку;

-научить самостоятельно, приобретать знания [3, c.39].

На уроках математики применение дидактических игр позволяет моделировать творческий процесс, создавать микроклимат в классе, который способствует появлению возможностей для расширения кругозора, познавательной деятельности, формирования творческих умений. С помощью игры, дети не воспринимают урок, как нечто обязательное. Следовательно, игра стимулирует познавательную деятельность учащихся, вызывает у них положительные эмоции.

На уроках математики в начальной школе дидактические игры могут реализовываться в групповой и парной работе учащихся. Учащиеся могут обмениваться тетрадями и проверять правильность выполнения заданий, при этом формируя самоконтроль и самооценку детей, через использования взаимоконтроля.

Ярким примером групповой дидактической игры, проводимой на уроках математики для младших школьников, служит игра «математическая рыбалка». Её целью является закрепление приёмов сложения и вычитания, умножения и деления. Командной игрой является «математическая эстафета», при которой класс делится на три команды. Их задача в том, чтобы правильно и быстро решить пример и передать эстафету члену команды. В ходе игры, у детей вырабатывается навык быстрого счёта, при этом появляется командный дух, что способствует улучшению межличностных отношений среди учащихся [4, c. 336].

Таким образом, дидактические игры играют большую роль в обучении и воспитании детей младшего школьного возраста. Благодаря таким играм удаётся сосредоточить внимание и привлечь интерес у учащихся. Постепенно у детей пробуждается интерес к самому уроку математики, что является необходимым условием для успешного обучения. Игровая деятельность обеспечивает развитие личностных качеств детей, их способностей и навыков. Следовательно, игра и учение представляется как единый процесс, направленный на повышение познавательной активности детей.

Использованные источники:

  1. Акшина Т., Жаркова Т. М Психолого-педагогические особенности проведения дидактических игр.  М.:Просвещение, 2016, 154 с.
  2. Аникеева, Н.Б. Воспитание игрой. — М.:Просвещение,2015. 564 с.
  3. Карпова, Е.В. Дидактические игры в начальный период обучения.  Ярославль, 2016.  476 с.
  4. Кушнерук Е.Н. Занимательность на уроках математики в начальных классов.  Минск, 2016. — 395 с.
  5. Перова М.Н. Дидактические игры и упражнения по математике.  М., 2015.  345 с.