Срочная публикация научной статьи
+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru
Войлошников Андрей Андреевич
магистрант
ФГБОУ ВО «Кубанский государственный аграрный университет
имени И.Т. Трубилина»
направление подготовки 40.04.01
«Юриспруденция»
Научный руководитель: Ю.А. Широкопояс
к.ю.н., доцент кафедры гражданского процесса
ФГБОУ ВО КубГАУ
Ключевые слова: претензионный порядок, претензия, гражданский спор, потребитель
Права потребителей защищаются судом в соответствии с гражданским процессуальным законодательством РФ, путем их обращения в суд с соответствующим иском (ст.11 ГК РФ).
В случаях, предусмотренных законом или договором, потребителю перед обращением с иском в суд необходимо соблюсти досудебный порядок урегулирования спора, то есть подать претензию исполнителю.
Подача претензии исполнителю может привести к восстановлению нарушенных прав потребителя путем добровольного удовлетворения исполнителем претензии потребителя, то есть возникший спор может быть урегулирован до передачи спора в суд без несения потребителем дополнительных расходов по уплате государственной пошлины, судебных расходов по оплате услуг представителя, затрат связанных с проведением судебной экспертизы.
В соответствии с абз. 7 ст. 132 ГПК РФ в случае подачи потребителем иска в суд он должен предоставить доказательства, подтверждающие выполнение им обязательного досудебного порядка урегулирования спора, если такой порядок предусмотрен федеральным законом или договором.
То есть истец должен приложить такие доказательства к исковому заявлению уже в момент подачи иска в суд.
Невыполнение требований указанной нормы будет являться существенным нарушением и препятствием для принятия искового заявления к производству, и является основанием для возвращения искового заявления заявителю (п. 1 ч. 1 ст. 135 ГПК РФ).
В том случае если после принятия искового заявления к производству выясниться вопрос, что истцом не соблюден обязательный досудебный порядок урегулирования спора, суд обязан оставить заявление без рассмотрения (абз. 2 ст. 222 ГПК РФ).
Возвращение искового заявления и оставление его без рассмотрения не препятствует истцу повторно обратиться с таким же иском в суд, если он устранит допущенное нарушение, то есть потребитель перед подачей повторного иска в суд должен соблюсти досудебный порядок урегулирования спора и обратиться с претензией к исполнителю, и данная претензия должна быть приложена истцом к исковому заявлению (ч. 3 ст. 135 ГПК РФ, ч. 2 ст. 223 ГПК РФ).
По общему правилу перед обращением в суд заказчик работы (услуги) не обязан направлять претензию исполнителю, но из данного правила существует несколько исключений, которые предусмотрены законодательством.
Например, в соответствии с п. 4 ст. 55 Федерального закона от 07.07.2003 №
По общему правилу претензия должна быть рассмотрена оператором связи не позднее тридцати дней со дня ее регистрации (п. 7 ст. 55 Закона №
К услугам связи будет относиться деятельность по приему, обработке, хранению, передаче, доставке сообщений электросвязи или почтовых отправлений (п. 32 ст. 2 Закона №
Срок рассмотрения претензии по почтовым отправлениям и почтовым переводам денежных средств, пересылаемых (переводимых) в пределах одного населенного пункта, будет составлять пять дней; срок рассмотрения претензий по всем другим почтовым отправлениям и почтовым переводам денежных средств составляет тридцать дней.
Представляется, что гражданско-правовой механизм защиты прав потребителей состоит из двух связанных между собой этапов: претензионного и судебного. В Законе о защите прав потребителей нет прямых указаний и ссылок на соблюдение потребителем обязательного досудебного порядка урегулирования споров. Исходя из этого, можно сделать вывод, что подача претензии потребителем исполнителю не обязательна. В месте с тем, соблюдение досудебного порядка урегулирования спора позволяет потребителю конкретизировать свои требования к исполнителю с указанием требовании к ответчику до стадии судебного разбирательства и служит средством документальной фиксации момента начала отсчета срока удовлетворения требований потребителя.
Ссылки