Евразийский
научный
журнал

Преемственность дошкольного учреждения и начальной школы - один из критериев оценки качества образования

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Макаренкова Марина Владимировна
Рубрика: Педагогические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №3 2016»  (март)
Количество просмотров статьи: 1483
Показать PDF версию Преемственность дошкольного учреждения и начальной школы - один из критериев оценки качества образования
Макаренкова Марина Владимировна, заместитель директора ГБОУ Гимназии № 625 г.Москвы


Ведущей целью подготовки детей  к школе является  формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью — смышлености, любознательности, инициативности, самостоятельности, креативности, произвольности, творческого самовыражения ребенка.

Преемственность детского сада и школы предусматривает переход детей из  дошкольного отделения в школьное с таким уровнем общего развития и воспитанности, который отвечает требованиям школьного обучения, а также   опору школы на знания, умения, качества, которые уже приобретены дошкольниками, активное использование их для дальнейшего всестороннего развития обучающихся.

Основным условие позитивной работы по преемственности дошкольного учреждения и школы является понимание целей, задач и содержания  самой преемственности, взаимопонимание и взаимодоверие между педагогами.

С младшей группы постепенно детей начинают готовить к школе. Подготовительная к школе группа отличается от других возрастных групп тем, что в ней завершается выполнение всех задач воспитательно-образовательной работы, предусмотренных «Программой воспитания в детском саду». В старшем возрасте повышается требовательность к выполнению детьми режимных моментов. Ведь под преемственностью понимается последовательный переход от одной ступени образования к другой, выражающийся в сохранении и постепенном изменении содержания, форм, методов, технологий обучения и воспитания. В связи с тем, что в  дошкольном возрасте закладываются важнейшие черты будущей личности, необходимо стремится к организации единого развивающего мира – дошкольного и начального образования.

В последнее время тема преемственности очень распространена. И в дошкольных образовательных учреждениях и начальной школе сложилась определенная связь двух звеньев образовательной цепи: тесный контакт воспитателей и учителей начальной школы, а также сближение детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Чтобы сделать переход детей в школу более плавным, дать им возможность быстрее адаптироваться к новым условиям, учителя должны знакомиться с формами, методами работы в дошкольных учреждениях. А ознакомление самих дошкольников со школой, учебной и общественной жизнью школьников дает возможность расширить соответствующие представления воспитанников дошкольного учреждения, развить у них интерес к школе, желание учиться.

Но есть и проблемы, которые надо учитывать при поступлению в школу. Одних детей готовят к поступлению в школу  в дошкольных учреждениях, других — в учреждениях дополнительного образования, а третьих — в семье, в школу они приходят с разным уровнем знаний. Перед учителем младших классов встает задача «выровнять» их знания. Проблема заключается в том, что подход учителей и родителей к понятию «готовность к школе» различается. Родители считают, что если они научат детей считать и писать до школы, то это и будет залогом их успешной учебы. Однако подготовка детей должна быть сосредоточена на игровой деятельности, физическом, физиологическом и психологическом развитии дошкольника. Физиологами доказано, что развитие мелкой моторики активизирует развитие речевого центра. Поэтому в дошкольном возрасте ребенку полезно лепить, составлять композиции из мелких частей, конструировать, раскрашивать карандашами. Не менее важно вырабатывать умение слушать, говорить, общаться, организовывать свою самостоятельную  деятельность.

Согласно ФГОС, акцент со знаний, умений и навыков переносится на формирование общей культуры, развитие «качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность»

Что же можно предпринять, чтобы преемственность дала положительные результаты?

Педагогам нужно разработать единый план преемственности, в котором будет отведена роль детям, родителям и педагогам.

Работа с детьми:

 знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы;

 участие в  совместной образовательной деятельности, игровых программах;

 выставки рисунков и поделок;

 совместные праздники и спортивные соревнования дошкольников и первоклассников.

Работа с педагогами:

 открытые показы образовательной деятельности в дошкольном учреждении  и открытых уроков в школе;

 психологические и коммуникативные тренинги для воспитателей и учителей;

 совместные педагогические советы;

 круглые столы воспитателей и  учителей школы.

Работа с родителями:

 консультации с воспитателями  и  учителями школы;

 дни открытых дверей;

 совместные родительские собрания с воспитателями  и учителями школы;

 встречи родителей с будущими учителями;

 образовательно- игровые тренинги и практикумы для родителей детей дошкольного возраста, деловые игры, практикумы;

 визуальные средства общения (стендовый материал, выставки, почтовый ящик вопросов и ответов и др.).

А самую главную роль, в организации преемственности дошкольного учреждения и начальной школы играют личности воспитателя и учителя. Воспитатель в детском саду – это вторая мама, которая может обнять малыша, утешить, успокоить,  погладить по головке.  А учитель-это уже наставник. Ребёнок приходит в школу и всё  сразу изменяется: ученик должен соблюдать дистанцию между собой и учителем. Поэтому и адаптация ученика к школе более затяжная, чем в детском саду.

Важная задача, которую должно решать дошкольное  образование - формирование у детей мотивации к обучению в школе, эмоциональной готовности к нему, умения действовать как самостоятельно, так и сообща с другими. Именно эти качества хотят видеть в будущем первокласснике педагоги начальной школы. Ведь в начальной школе главная цель-развитие личности учащегося, ее деятельностный характер.  А требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.

Далеко не всегда на практике дошкольное учреждение  отслеживает результаты адаптации и успешность своих выпускников в начальной школе,  а значит и не владеет внешней оценкой  о качестве своей деятельности, эффективности применяемых технологий и методов развития ребёнка, что затрудняет их коррекцию в зависимости от полученных результатов.

В заключении хочется сказать, что успешность реализации преемственности определяется целым рядом факторов, которые создаются педагогически грамотной образовательной средой, адекватной психологическим и физиологическим особенностям и возможностям детей. Работа по организации преемственности, должна проводиться педагогическими коллективами совместно и системно, а не от случая к случаю. Только заинтересованность обеих сторон и родительской общественности позволит по-настоящему решить проблемы преемственности дошкольного и начального образования, сделать переход из дошкольного учреждения в начальную школу безболезненным и успешным.