Евразийский
научный
журнал
Заявка на публикацию

Срочная публикация научной статьи

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

Предпосылки уголовной ответственности иностранных граждан

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Морозов Евгений Павлович
Рубрика: Юридические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №11 2015»  (ноябрь 2015)
Количество просмотров статьи: 2450
Показать PDF версию Предпосылки уголовной ответственности иностранных граждан

Морозов Евгений Павлович
Morozov Evgeny Pavlovich

Аннотация: Живя в обществе и вступая в многообразные общественные отношения, иностранные граждане постигают, что их поведения и поступки должны сообразовываться с интересами и требованиями общества, прежде всего, с требованиями соблюдения уголовной ответственности. Следует объективно подходить к оценке преступности иностранцев, не завышая и не преувеличивая ее общественную опасность. Преступность иностранцев тесно связана с незаконной миграцией. Угроза национальной безопасности, исходящая от незаконной миграции, в значительной степени связана с преступностью незаконных мигрантов. Вследствие этого свобода неизбежно порождает проблему ответственности, поскольку в рамках общей зависимости от объективных условий мигрант принимает решения и поступает по собственной воле.

Abstract: Living in society and engaging in diverse social relations of foreign citizens perceive that their behavior and actions must be in conformity with the interests and demands of society, primarily with the enforcement of criminal responsibility. It is necessary to objectively approach the evaluation of the criminality of foreigners, not overstating or exaggerating its social danger. The crime rate of foreigners is closely associated with illegal migration. The threat to national security posed by illegal migration, largely related to the crime of illegal migrants. Because of this freedom inevitably raises the problem of responsibility, since, in General, depending on objective conditions, the migrant makes decisions and acts on his own will.

Ключевые слова: уголовная ответственность, незаконная миграция, личность преступника, рецедив преступлений, виктимологические аспекты, транснациональная преступность, этническая преступность.

Keywords: criminal liability, illegal migration, the identity of the offender, relapse of crimes, victimological aspects, transnational crime, ethnic crime.

Если государство выступает гарантом утверждения людских отношений на подлинно коллективистских началах, а правовые нормы и установленные ими формы ответственности, в том числе уголовной, носят социально обусловленный характер, создаются условия для правильного воспитания граждан на принципах общности  и солидарности, на началах постижения личностью всех сторон социальной необходимости и обретения ею подлинной свободы, то всем этим предпосылкам должны руководствоваться ни только кореные жители данного государства, а так же все люди, прибывшие на территорию данного государства не зависимо на от периода времени нахождения.

Обоснованность уголовной ответственности связано с анализом закономерностей развития личности, с оценкой множества факторов и обстоятельств воспитания личности,  данный критерий затрагивает мигранта, как личность, с устоями своей религии, своего государства и территории на которой человек становился, воспитывался, а именно той культуры, ценностей и обычаев

«Правомерное» и обоснованное объективными критериями установление уголовной ответственности возможно там, государство выражает интересы всего общества и строит свою уголовною политику не произвольно, а на основане научного подхода и учета закономерностей развития индивида, формирования его личности. В качестве решающего условия за основу берутся социально – психологические предпосылки, а не преходящие обстоятельства, связанные, например, с уровнем преступности. То есть социально – психологический анализ и обоснование ответственности личности должны предшествовать её уголовно - правовое и криминологической оценке.

Важным является вопрос о возрастном пороге, а также об уровне и характере сознания, с которых начинается вступления лица в сферу действия норм уголовного закона, становление его субъектом уголовной ответсвенности, о точке пресечения этих двух критериев. Дело в том, что даже ребенок еще с детских лет, воспитываясь в семье проживающие в конкретной на территории с определенными устоями и религиозными учениями, начинает понимать смысл ряда запретов, или отсутствие определенных запретов, которые неожиданно для него оказываются отраженными в уголовном законе, в разных странах, свои устои и они по разному регулируются в конкретном государстве по средством правовых приемов.

Можно утверждать, что разновидности социальной ответственности формируются соответственно элементам и структуре индивидуального сознания. Предпосылки уголовной, как и иной формы юридической ответственности, очевидно следует искать в сфере правового сознания личности. Конечно, все элементы сознания тесно друг с другом связаны и взаимообусловлены точно так же, как диалектически едины и взаимосвязаны все сферы общественного бытия, отражающиеся как в общественном, так и в индивидуальном сознании. Но вместе с тем отражение правовых явлений, в том числе объективно выраженной юридической ответственности, имеет свои специфические особенности. Здесь личность сталкивается с качественно новой оценкой тех явлений, которые еще раньше могли быть отражены в её обыденном и даже нравственном сознании.

Уголовная ответственность должна иметь своей основой определенный уровень правового сознания, выработанного на базе социального и нравственного развития личности. В этом смысле правовое сознание выражается в понимании лицом общественной, государственно – значимой опасности определенного образа поведения, тех или иных конкретных поступков и действий, их недозволенности и предосудительности, с точки зрения социальной, общегосударственной оценки, их упреченности и наказуемости.

Внешне объективные обстоятельства, среда и ситуация, формирующие личность, конечно, могут оказать известное влияние и на выбор конкретного варианта поведения, но выбор – то делает сам субъект осознанно и по своей воле. Кроме того, надо учесть, что и само формирование личности на базе внешних обстоятельств происходит не без участия самого человека, его сознания и воли, а при активной его роли. Это предпологает не только зависимость человека от сообщества людей, к которому он сам относится, но и его постоянную подотчетность и ответственность. В обществе такая связь является естественной и служит условием для нормального формирования личности в коллективе, через коллектив и для коллектива.

Системность преступности иностранцев вольно или невольно выделяется всеми исследователями, которые рассматривают данную проблему. Так, исследование О. Ю. Шадрина озаглавлено как раз с учетом отмеченного обстоятельства: «Методика расследования преступлений, совершаемых иностранными гражданами и в отношении граждан иностранных государств».

Выделение виктимологического аспекта существенно для преступности именно среди иностранцев по следующим причинам. Во-первых, иностранные граждане обычно сами становятся жертвами преступлений в силу плохого знания (или незнания) реальной обстановки, криминальных особенностей и понятий. Для иностранцев характерен, по терминологии Л. В. Франка, так называемый реверс - превращение преступника в жертву.

Во-вторых, иностранцы - жертвы преступлений, пытаясь восстановить справедливость, нередко сами становятся на преступный путь. В этой связи нередко происходит двойная трансформация: преступник - жертва - преступник. Такая тенденция стала заметной в связи с появлением новой категории иностранцев - граждан независимых государств - бывших республик СССР." Это подтверждено результатами проведенного нами анкетирования иностранных граждан, осужденных за совершение преступлений на территории РФ. Так, более 91 % отбывающих наказание в России иностранцев, составляют граждане стран-участниц СНГ.

Системность преступности, как отмечает один из первых исследователей этого феномена С. Е. Вицин, выражается в органической совокупности преступлений, связанных с преступной средой. У преступников  иностранцев и жертв преступлений  иностранцев  нередко одна и та же среда. Криминальный характер современной предпринимательской деятельности в России, характерный для иностранных граждан и лиц без гражданства, их нелегальная миграция, легко превращает их в жертвы преступных посягательств. Кроме этого, системность заключается в наличии высокой виктимности. Анализируя особенности преступности миг­рантов, Л.Д. Ерохина и М.Ю. Буряк отмечают, что ее рост прямо пропорционален нелегальной миграции населения.

По мнению С. А. Харитонова, «преступность среди иностранцев - это органическая совокупность (система) преступлений, совершаемых на территории Российской Федерации иностранцами и в отношении иностранных граждан, объединенных общностью криминальной среды». В представленном определении, не точно определен круг лиц, относящихся к субъектам данного вида преступности. Как было отмечено нами ранее, к иностранцам, помимо иностранных граждан необходимо относить также категорию лиц без гражданства.

И. Л. Хромов в своей работе определял данный вид преступности, как «систему преступлений, совершаемых криминально активными иностранцами и лицами без гражданства либо созданными по национально- этническому признаку организованными преступными группами иностранцев, являющихся гражданами зарубежных государств, легально либо нелегально проживающих в России, занимающихся преступной деятельностью, как на территории, так и за пределами России, направленной против ее интересов». Данное определение нельзя признать полным, поскольку оно не охватывает виктимологический аспект рассматриваемого вида преступности. Кроме этого, термин «преступность иностранцев» ошибочно воспринимается некоторыми учеными, в том числе и И. Л. Хромовым, как широкомасштабная преступная деятельность иностранных граждан и лиц без гражданства как на территории России, так и за ее пределами. Широкомасштабная преступная деятельность, в том числе организованных преступных формирований, созданных по национальному признаку, как в России, так и за ее пределами, должна определяться такими понятиями как транснациональная и международная преступность.

Поэтому, в целях получения более точной формулировки понятия преступности, связанной с иностранцами, необходимым разграничить ее с транснациональной преступностью, этнической преступностью, международной преступностью, а также установить ее взаимосвязь с миграционными процессами в стране.

Так, транснациональная преступность в общем виде определяется как преступность, выходящая за границы одного государства. Несмотря на то, что в настоящее время проблематика преступности иностранцев и транснациональной организованной преступности широко исследуется учеными, в отечественной науке взаимосвязь этих двух явлений до сих пор остается малоизученной. Так, транснациональная преступность, обычно определяемая как «преступность без границ», выражает тенденцию к международной интеграции организованных преступных формирований.

В последние десятилетия Россия стала сосредоточением интересов международных мафиозных структур. Данная тенденция обусловлена вниманием зарубежных преступных сообществ к нашей стране, в связи, с чем активно используется контингент преступников, состоящий из иностранных граждан, для достижения определенных целей в большой политике. Вместе с тем, данное обстоятельство не означает, что иностранные граждане и лица без гражданства не совершают общеуголовных преступлений. Это обстоятельство является одним из отличий преступности, связанной с иностранцами от международной преступности. По мнению И. Л. Хромова, она является частью международной преступности. Отличие заключается в объекте, т.е. в тех общественных отношениях, которым в первую очередь причиняется вред. Так, непосредственным объектом международной преступности в первую очередь, являются общественные отношения в сфере государственной безопасности нашей страны, объективная сторона данных деяний выражается в преступных действиях, направленных на подрыв государственной целостности и затрагивающих также и интересы других стран.

Преступления международного характера причиняют вред нормальным межгосударственным отношениям, мирному сотрудничеству государств, организациям и гражданам разных стран. В материалах ООН выделяются угрозы, исходящие от международных криминальных синдикатов, тех преступных сообществ, которые стремятся расширить географию своего влияния за счет проникновения на территорию иностранных государств, в том числе — России, к ним относят: «транзит "живого товара"; торговлю органами человеческого тела; незаконный вывоз ядерных материалов; неоказание помощи на море, пиратство, повреждение подводного кабеля, распространение порнографии, столкновение морских судов, угон воздушного судна и преступления на его борту, контрабанда стратегического сырья; хищения произведений искусства и объектов культуры и др».

Представляется возможным сделать вывод о том, что привлечение иностранных граждан к уголовной ответственности, прежде всего связано с анализом процесса социализации личности, социально – психологического развития и обретения определенного уровня сознания и волевых качеств. В основе ответственности лежит понимание лицом общественно опасного характера предусмотренных уголовным законом деяний, их предосудительности с точки зрения социальной и государственной оценки. Криминологические предпосылки могут оказывать противоречивое влияние на определение характера и объема уголовной ответственности. С одной стороны в содержании преступления участвуют не только свободная воля субъекта и внутренняя мотивация, но и внешние криминогенные факторы, соответсвенно, проявляется не только виновность субъекта и внутренняя мотивация, но и внешние криминогенные факторы, соответственно, проявляется не только виновность субъекта, но и вина его окружения и самого общества.

Список литературы:

  1. Ерохина Л.Д., Буряк М.Ю. Нелегальная миграция и орга­низованная преступность: региональные аспекты // Юридический вестник. 2009. № 10.
  2. Вицин С.Е. Системный подход преступности. -М.: Академия МВД СССР, 1980.
  3. Репецкая А. Л. Транснациональная организованная преступность: Автореф. дис. д-ра юрид.наук. - М., 2001; Салимов К. Н. Современные проблемы терроризма. М., 2000.
  4. Транснациональная преступность - глобальная угроза мировому сообществу // Обзорная информация: Зарубежный опыт. - М.: ГИЦ МВД России, 1995. Вып. 5.
  5. Макаренко А. С. Собр. Соч. Т. 5 М., 1951 С. 
  6. Франк Л.В. Преступник и его жертва-Душанбе:Ирфон, 1978.
  7. Харитонов С. А. Преступность среди иностранцев: учебное пособие. ОЮИ МВД России. - Омск, 2000.
  8. Хромов И. Л. Оперативно-розыскные основы борьбы с преступностью иностранных граждан (Теория и практика оперативно-розыскной деятельности.) Монография. -М. 2006.
  9. Шадрин О. Ю. Методика расследования преступлений, совершаемых иностранными гражданами и в отношении граждан иностранных государств: (По материалам Дальневосточного региона). - Автореф. дис. М.:Академия управления МВД России, 1998.