Срочная публикация научной статьи
+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru
Данилов Андрей Сергеевич
Аннотация. В статье сделан анализ сущности, формы и направлений совершенствования административной ответственности в сфере земельных отношений Курганской области.
Ключевые слова: административная ответственность, земельные правоотношения, муниципальный земельный контроль, административные правонарушения, административный контроль.
Правовой институт административной ответственности за нарушение земельного законодательства реализуется в сложных условиях: имеются проблемы как на теоретико-правовом уровне, на уровне нормотворчества, так и в области практического применения соответствующих правовых норм.
Наиболее распространенным видом ответственности за земельные правонарушения является административная ответственность, которая наступает за совершение противоправных деяний, характеризующихся меньшей степенью общественной опасности по сравнению с уголовными преступлениями. В сфере административной ответственности в области земельных отношений, существенных изменений не произошло. Взаимодействие с земельным правом выражено тем, что значительная часть отношений, отнесенных к предмету земельного права, регулируются нормами административного права. Следовательно, проблемы административной ответственности за земельные правонарушения является актуальным [1, с.22].
Административный контроль и надзор в сфере земельных правоотношений на территории Курганской области осуществляют Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курганской области, Управление Россельхознадзора по Курганской области, Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному контролю на территории Курганской области, органы местного самоуправления.
В 2018 году государственные инспекторы по использованию и охране земель Управления Росреестра по Курганской области провели 5565 проверок соблюдения физическими и юридическими лицами земельного законодательства в регионе, в ходе которых выявили и зафиксировали 2896 нарушений. Макушинским отделом Управления Росреестра по Курганской области проведено 226 проверок, в ходе которых выявлено 112 нарушений.
Вынесено 2693 предписания (представления) об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения, 1720 из них исполнены. Макушинским отделом Управления Росреестра по Курганской области вынесено 110 предписаний, 103 исполнены [3].
К административной ответственности привлечено 445 нарушителей. Всего должностными лицами Управления и судами за 2018 год наложено штрафов на сумму, превышающую 3,5 млн. рублей. Макушинским отделом Управления Росреестра по Курганской области к административной ответственности привлечено 5 нарушителей, на сумму 49 тыс. рублей [2].
В 2019 году должностными лицами Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курганской области в рамках предоставленных им КоАП РФ полномочий приняты следующие решения:
— вынесено 60 определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования;
— составлено 42 протоколов об административном правонарушении.
В 2019 году Арбитражным судом Курганской области рассмотрено 42 заявления Управления о привлечении арбитражных управляющих к административной ответственности.
Таким образом, по итогам 2019 года органами муниципального земельного контроля представлено на рассмотрение 1023 материала о нарушениях земельного законодательства, по этим материалам привлечено лиц к административной ответственности, либо им объявлено устное замечание — 149, наложено административных штрафов на сумму 720,0 тыс. руб., взыскано 748,9 тыс. руб. [2].
Наиболее часто специалисты сталкивались со следующими нарушениями, допускаемыми собственниками:
1. Самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок. Более 50% от общего количества привлеченных к административной ответственности совершили именно это правонарушение.
2. За невыполнение в установленный срок предписаний федеральных органов, осуществляющих государственный земельный надзор, в том числе в отношении земель сельскохозяйственного назначения, или их территориальных органов об устранении нарушений земельного законодательства (ч.ч. 25 и 26 ст.19.5 КоАП РФ) к ответственности привлечено 174 нарушителя, что составляет 39% от общего количества привлеченных к административной ответственности.
3. Неиспользование земельного участка, предназначенного для жилищного или иного строительства, садоводства, огородничества, в указанных целях в случае, если обязанность по использованию такого земельного участка в течение установленного срока предусмотрена федеральным законом. Ответственность за правонарушение установлена ч. 3 ст. 8.8 КоАП РФ.
4. Использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием. Ответственность за правонарушение
установлена ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ.
В течение 2019 года Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курганской области осуществлялся контроль за соблюдением требований по использованию и охране земель и принятие мер по предупреждению, выявлению нарушений земельного законодательства, а также проведение разъяснительной работы среди населения по вопросам государственного земельного надзора.
Таким образом, в 2019 году Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курганской области были достигнуты следующие показатели:
— количество проведенных контрольных мероприятий — 6498;
— доля субъектов, допустивших нарушения, выявленные в результате проведения плановых, внеплановых, выездных, документарных и документарно-выездных проверок — 64,9% (средний по Российской Федерации за 2019 год — 68,6%);
— доля нарушений, которые устранены или по которым приняты меры за неустранение нарушений в установленный срок — 97,6% (средний по Российской Федерации — 100,4%);
— выполнение плана проверок — 99,6% (средний по РФ — 95,7%).
— доля взысканных штрафов — 81,9% (средний по РФ — 77,8%) [3].
Вместе с тем в ряде районов Курганской области имеются проблемы организации осуществления контрольно — надзорных полномочий, специалисты муниципального земельного контроля которых работают в недостаточных объемах для получения положительных результатов.
Повышению эффективности проверок может способствовать введение такой формы надзора, как административное обследование земельных участков. Оно проводится дистанционными методами, то есть без участия правообладателей и без доступа на земельный участок государственных земельных инспекторов.
Кроме того, Росреестр одним из первых внедрил риск-ориентированный подход при осуществлении государственного земельного надзора. В рамках такого подхода установлены закономерности увеличения числа нарушений и тяжести их последствий в зависимости от характеристик земельных участков.
На основании выше изложенных данных, можно сделать выводы о том, что в Курганской области налаживается работа органов местного самоуправления по муниципальному земельному контролю, наблюдается положительная динамика.
Список литературы
Абдулкарамова В.М., Шакирова З.М. Надзор за соблюдением земельного законодательства // Законность. 2020. № 3. С. 22 — 25.
Аналитическая справка о деятельности органов местного самоуправления по осуществлению муниципального земельного контроля за 2019 год // http://to45.rosreestr.ru
Доклад об осуществлении Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курганской области государственного контроля (надзора) в установленных сферах деятельности и об эффективности такого контроля (надзора) в 2019 году. http://to45.rosreestr.ru
Данилов А.С., Челябинский государственный университет,
Институт права, магистрант
г. Курган.
Chelyabinsk state University, Institute of law,
graduate student
city Kurgan