Евразийский
научный
журнал

Правовая природа конвенционных преступлений против государственной власти

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Брылёв Владислав Константинович
Рубрика: Юридические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №5 2019»  (май, 2019)
Количество просмотров статьи: 233
Показать PDF версию Правовая природа конвенционных преступлений против государственной власти

Брылёв В.К.,
Магистрант
кафедры уголовного права и криминологии и уголовного процесса,
ФГБОУ ВО «Байкальский государственный университет»
ф-т Институт государства и права
(Иркутск, Российская Федерация)

Научный руководитель: Кравченко И.О.,
к.юр.н., доцент
ФГБОУ ВО «Байкальский государственный университет»
ф-т Институт государства и права

В статье рассматривается правовая природа конвенционных преступлений против государственной власти с точки зрения их отражения в соответствии в национальном законодательстве РФ.

Первичным признаком любого государства является государственная власть, существование без которой самого государства невозможно.
С помощью специальных органов, управляющих обществом от его имени и в пределах своих полномочий, государство выполняет свои функции осуществляя свою власть..

На основании ст. 10 Конституции РФ государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, органы которых сами по себе остаются самостоятельными.

Преступления, которые носят конвенционный характер и посягают на государственную власть относятся:

1) Ст. 2822 УК РФ — организация деятельности экстремистской организации;

2) Ст. 2922 УК РФ — незаконная выдача паспорта гражданина РФ, а равно внесение заведомо ложных сведений в документы, повлекшее незаконное приобретением гражданства РФ;

3) ч. 2 ст. 302 УК РФ — принуждение к даче показаний с применением пытки;

4) ст. 3222 УК РФ — организация незаконной миграции.

Организация деятельности экстремистской организации (ст. 2822 УК РФ). Данное преступление закреплено в УК РФ в 2002 г., но впервые санкцию данной судьи применили только в 2005 г., когда был осужден только 1 человек. По факту нормы, запрещающие экстремизм, существуют в уголовном законе России давно, только именовались иначе. В связи с этим к конвенционным преступлениям относят только те, что направлены на организацию деятельности экстремисткой организации, сущность которой заключается в организации деятельности общественного или религиозного объединения либо иной организации.

Международные нормы, которые запрещают экстремистскую деятельность неконкретны и носят общий характер. В Шанхайской конвенции о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом от 15.06.2001 г. [1] раскрывает понятие экстремизма, определяя его как «какое-либо деяние, направленное на насильственный захват власти или насильственное удержание власти, в также на насильственное изменение конституционного строя государства, а равно насильственное посягательство на общественную безопасность, в том числе организация в вышеуказанных целях незаконных вооруженных формирований или участие в них, и преследуемое в уголовном порядке в соответствии с национальным законодательством Сторон».

Международные договоры, носящие универсальный характер [2], провозглашают всеобщее равенство и отсутствие дискриминации. Так в ст. 20 Международного пакта о гражданских и политических правах особо подчеркивает, что всякое преступное посягательство в пользу национальной, расовой или религиозной ненависти, представляющее собой подстрекательство к дискриминации, вражде или насилию, должно быть запрещено законом.

Можно утверждать о том, что в отношении установлении запрета экстремистской деятельности российское законодательство соответствует требованиям международного права, включая в эту деятельность более широкий круг деяний, которые предусмотрены международным договором.

Незаконная выдача паспорта гражданина РФ, а равно внесение заведомо ложных сведений в документы, повлекшее незаконное приобретением гражданства РФ (Ст. 2922 УК РФ). Предметом данного преступного посягательства является паспорт гражданина РФ либо документы, необходимые для получения гражданства РФ. На основании Указа Президента РФ от 13.03.1997 г. № 232 "Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации"[3], паспорт является основным документом, удостоверяющим личность гражданин на территории Российской Федерации. Документы, необходимые для получения гражданства, перечислены в Федеральном законе от 31.05.2002 г. № 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации«.[4]

На основании Протокола против незаконного ввоза мигрантов на судне, морю и воздуху, дополняющему Конвенцию ООН против транснациональной организованной преступности от 15.11.2000 г.[5], государства-участники должны признать признавать преступным:

а) изготовление поддельного документа на въезд/выезд или удостоверения личности;

б) приобретение или предоставление такого документа или владение им;

в) предоставление какому-либо лицу, которое не является гражданином соответствующего государства или не проживает постоянно на его территории, возможности находиться в этом государстве без соблюдения необходимых требований для законного пребывания в нем путем изготовления поддельного документа на въезд/выезд или удостоверения личности, а также приобретение или предоставление такого документа или владение им или любых других незаконных средств.

В соответствии с Соглашением о порядке выезда граждан государств-участников СНГ в государства, не входящие в СНГ, и въезда в них от 17.01.1997 г.[6], въезд и выезд в государства не входящие в Содружество, осуществляется по национальным заграничным паспортам или документам, их замещающим.

То есть перечень предметов преступления, содержащийся в международных актах отличается от предусмотренного по российскому законодательству. Это связано, прежде всего, с тем, что Протокол и Соглашение регулируют сферу миграции, а объектом преступления по ст. 2921 УК РФ — общественные отношения в сфере нормального функционирования органов власти по выдаче паспорта и документов, необходимых для получения гражданства. Данную статью можно признать конвенционной, так как в ней не указана конкретная цель получения соответствующих документов.

Однако, данная статья требует приведение в соответствие с международными договорами. Так необходимо дополнить количество предметов, документов, замещающих паспорт, а также документы дающие право на въезд или выезд из РФ. Это позволит распространить привлечение к ответственности на случаи по незаконной выдаче заграничного паспорта или подобных документов.

Организация незаконной миграции (ст. 3221 УК РФ). Данная статья состоит в организации въезда на территорию Российской Федерации лиц без гражданства или иностранных граждан, а также незаконного пребывания или незаконного проезда через территорию России.

Международные документы, которые руководят рассмотрением данного состава идентичные со ст. 2921 УК РФ. Организация незаконной миграции довольно широкое по своему роду понятие, оно предполагает под собой изготовление, приобретение или предоставление удостоверения личности или иного документа для въезда или выезда из страны, поэтому возможно утверждение того, что данный состав полностью соответствует требования международного права.

Список литературы:

  1. Конвенции о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом от 15.06.2001 г. Конвенция вступила в силу для России 29.03.2003 г. // СЗ РФ. 2003. № 41. Ст. 3947.
  2. Всеобщая декларация прав человека, Конвенция о защите прав человека и основных свобод, Международные акты от 16.12.1966 г. о гражданских и политических правах и об экономических, социальных и культурных правах. Пакт вступил в силу для СССР с 23.03.1976 г. // ВВС СССР. 1976. № 17. Ст. 291. Заключительный акт совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, Конвенция СНГ о правах и основных свободах человека.
  3. Указ Президента РФ от 13.03.1997 г. № 232 «Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации» СЗ РФ. 1997. № 11. Ст. 1301.
  4. Федеральный закон от 31.05.2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» СЗ РФ. 2002. № 22. Ст. 2031.
  5. Протокол против незаконного ввоза мигрантов на судне, морю и воздуху, дополняющему Конвенцию ООН против транснациональной организованной преступности от 15.11.2000 г. Протокол вступил силу для России 25.06.2004 г. // СЗ РФ. 2004. № 40. Ст. 3883.
  6. Соглашением о порядке выезда граждан государств-участников СНГ в государства, не входящие в СНГ, и въезда в них от 17.01.1997 г. Соглашение вступило в силу для России 12.01.1998 г. // Информационный вестник Совета глав государства и Совета глав правительств СНГ «Содружество». 1997. № 1.