Евразийский
научный
журнал

Правовая характеристика административных правонарушений, связанных с нарушением порядка проведения таможенного декларирования товаров и транспортных средств

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Звездилина Ольга Владимировна
Рубрика: Юридические науки
Журнал: «Евразийский научный журнал №10 2017»  (октябрь, 2017)
Количество просмотров статьи: 7876
Показать PDF версию Правовая характеристика административных правонарушений, связанных с нарушением порядка проведения таможенного декларирования товаров и транспортных средств

Звездилина Ольга Владимировна,
магистрант Ростовского филиала
Российской таможенной академии
Россия, г. Ростов-на-Дону
E-mail: olga.vladimirovna4@yandex.ru

В пункте 1 «Положения о Федеральной таможенной службе» закреплено, что "Федеральная таможенная служба (ФТС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации функции... по выявлению, предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений, отнесенных к компетенции таможенных органов Российской Федерации (далее — таможенные органы), а также иных связанных с ними преступлений и правонарушений«[1].

Институт административных расследований в таможенном деле — это сложный механизм, включающий в себя комплекс процессуальных мероприятий: от возбуждения дела и административного расследования до исполнения постановления или решения.

Административные правонарушения в сфере таможенного дела можно классифицировать по разным признакам, но в самом общем виде большинство из них можно сгруппировать в две категории:

— связанные с нарушением порядка перемещения товаров через таможенную границу;

— связанные с нарушением порядка проведения таможенных операций.

К категории административных правонарушений (далее — АП), связанных с нарушением порядка проведения таможенных операций, относятся две группы: нарушение порядка проведения таможенного декларирования товаров и транспортных средств и нарушение порядка осуществления таможенного контроля. Представляемая работа посвящена правовой характеристике АП, связанных с нарушением порядка проведения таможенного декларирования товаров и транспортных средств. Эти противоправные действия описаны в статьях КоАП РФ: 16.2 (Недекларирование либо недостоверное декларирование товаров), 16.4 (Недекларирование либо недостоверное декларирование физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов), 16.7 (Представление недействительных документов при совершении таможенных операций), 16.12 (Несоблюдение сроков подачи таможенной декларации или представления документов и сведений), 16.17 (Представление недействительных документов для выпуска товаров до подачи таможенной декларации) [2].

Для всех вышеперечисленных составов общим объектом противоправных посягательств являются правоотношения, возникающие при проведении предусмотренных разделами 4 и 5 ТК ТС таможенных операций [3].

Объективной стороной для большинства нарушений таможенных правил данной группы в основном выражается в форме бездействия (ч. 1 ст. 16.2, ст. 16.4, 16.12 КоАП РФ), но в ряде случаев объективная сторона проявляется в виде целенаправленных, активных действий (ч. 2, 3 ст. 16.2, ст. 16.7, 16.17 КоАП РФ).

В зависимости от вида совершенного правонарушения субъектами ответственности в большинстве рассматриваемых случаев являются декларанты и таможенные представители, но также субъектом может выступать и физическое лицо, непосредственно перемещающее товары через таможенную границу (ч.3 ст.16.2, ст. 16.4).

Для правонарушений, предусмотренных ст. 16.2, 16.7, 16.17 КоАП РФ субъективной стороной является вина в форме умысла, а для ч. 1 ст. 16.2, ст. 16.4, 16.12 КоАП РФ — вина в форме неосторожности. Квалифицирующим признаком субъективной стороны может явиться цель, мотив совершенного деяния, что предусмотрено ч. 2, 3 ст. 16.2, 16.7, 16.17 КоАП РФ.

Противоправные деяния, предусмотренные ст. 16.2 КоАП РФ составляют существенную долю выявленных должностными лицами таможенных органов АП, так в первом полугодии 2017 года наибольшее количество дел об АП возбуждено именно по фактам недекларирования либо недостоверного декларирования товаров — 16 526 дел или 31% от общего количества возбужденных [4].

Рассмотрим характеристику этой статьи подробнее. Таможенному декларированию подлежат товары, ввозимые в Российскую Федерацию с территорий иностранных государств, не являющихся членами Таможенного союза, в том числе перемещаемые через территорию государств — членов Таможенного союза, и вывозимые из Российской Федерации за пределы территории Таможенного союза при их помещении под таможенную процедуру, изменении таможенной процедуры и вывозе с территории Таможенного союза (гл. 27 ТК ТС и ст. 203 ФЗ-311).

Если лицом не выполняются требования таможенного законодательства по декларированию товара и таможенному органу не заявляется весь товар (при декларировании товарной партии) либо часть однородного товара или в декларации указывается наименование товара, отличного от фактически перемещаемого, то его ответственность предусмотрена ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ. По этой же части подлежат квалификации деяния, при которых к таможенному контролю фактически представляется товар, отличный от заявленного в таможенной декларации.

Но если товар не декларируется по истечении установленного срока временного хранения на складе временного хранения, складе получателя, на железнодорожных путях субъект подлежит ответственности по ст. 16.16 КоАП РФ.

Недостоверное декларирование образует состав НТП в случае заявления не соответствующих действительности сведений о качественных характеристиках товара, его коде, об описании товара, стране происхождения, количестве в единицах измерения, таможенной статистике и других данных, могущих послужить основанием для освобождения от уплаты таможенных платежей либо занижения их размера (ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ), а также для неприменения запретов и (или) ограничений, установленных таможенным законодательством Таможенного союза и Российской Федерации (ч. 3 ст. 16.2 КоАП РФ). Критерием отграничения состава АП в виде недекларирования от недостоверного декларирования является характер заявленных или незаявленных сведений.

Часть 2 ст. 16.2 КоАП РФ предусматривает наступление административной ответственности при сообщении недостоверных сведений, если они послужили (могли послужить) основанием для освобождения от уплаты таможенных платежей или занижения их размера. По ч. 3 ст. 16.2 КоАП РФ заявленные недостоверные сведения могут являться основанием для несоблюдения установленных законом запретов и ограничений. При этом для правовой квалификации важное значение имеет представление недействительных документов как квалифицирующий признак АП.

Уведомление декларанта о несоблюдении порядка декларирования не является препятствием к возбуждению дела об АП, так как с момента принятия таможенной декларации таможенным органом юридическое значение имеют включенные в нее сведения, свидетельствующие о ненадлежащем исполнении декларантом, таможенным представителем своих обязанностей. Предметом административного правонарушения в данном случае выступают те товары, сведения о которых были заявлены недостоверно.

Объективная сторона состава правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ, включает в себя заявление недостоверных (неполных) сведений о товарах, если такие сведения послужили основанием для освобождения от уплаты таможенных платежей или занижения их размера.

Следующим правонарушением рассматриваемой группы является невыполнение физическими лицами требований, предусмотренных ч. 5 ст. 355 ТК ТС: письменно декларировать перемещаемые через таможенную границу валюту, наличные денежные средства и (или) денежные инструменты. Ответственность за такое правонарушение предусмотрена ст. 16.4 КоАП РФ.

Объект данного правонарушения — порядок перемещения физическими лицами иностранной валюты, наличных денежных средств и (или) денежных инструментов — регламентируется не только ТК ТС, но и следующими нормативно-правовыми актами:

— Договор о порядке перемещения физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу Таможенного союза (Астана, 5 июля 2010 г.);

— Федеральный закон от 28.06.2013 № 134-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям»;

— Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ (ред. от 18.07.2017) «О валютном регулировании и валютном контроле».

Объективная сторона НТП выражается в недекларировании сумм валюты и (или) денежных инструментов, превышающих в эквиваленте 10 000 долларов США, либо указании в письменной декларации недостоверных сведений о суммах ввозимой или вывозимой валюты и (или) денежных инструментов, превышающих в эквиваленте 10 000 долларов США, что образует состав рассматриваемого НТП. В случае перемещения денежных средств через таможенную границу с сокрытием от таможенного контроля правонарушение квалифицируется по ч. 2 ст. 16.1 КоАП РФ

Следует отметить, что если через таможенную границу ЕАЭС незаконно перемещаются наличные денежные средства в крупном и особо крупном размере, то такое деяние уже имеет признаки уголовного преступления, ответственность за совершение которого предусмотрена ст. 200.1 УК РФ (Контрабанда наличных денежных средств и (или) денежных инструментов). Примечанием 1 к данной статье крупный и особо крупный размер определяется как двукратный размер максимальной суммы, разрешенной к перемещению через таможенную границу без письменного декларирования.

Вся сумма незадекларированной либо недостоверно задекларированной физическим лицом иностранной валюты и (или) денежных инструментов, подлежащая письменному декларированию, является предметом АП, предусмотренного ст. 16.4 КоАП РФ.

Субъектом ответственности за может быть только физическое лицо, фактически перемещающее валютные ценности через таможенную границу ЕАЭС. Субъективная сторона АП по этой статье характеризуется наличием вины в форме умысла или неосторожности.

Статья 16.7 КоАП РФ характеризуется достаточно сложной конструкцией, предусматривающей административную ответственность уполномоченного в отношении товара лица (владельца, декларанта), передавшего таможенному представителю документы, содержащие недостоверные сведения о товарах и транспортных средствах, для последующей подачи их в таможенный орган как при таможенном декларировании, так и для проведения других таможенных операций.

Обычно такое нарушение таможенных правил обнаруживается таможенным органом в ходе проверки представленных документов для регистрации таможенного декларирования либо в ходе производства в отношении таможенного представителя, заявившего или сообщившего в таможенный орган недостоверные сведения. Внутренняя коллизия рассматриваемой нормы заключается в возложенной на таможенного представителя обязанности проверить достоверность полученных сведений в соответствии с нормами таможенного законодательства ЕАЭС. Ненадлежащее исполнение этой обязанности составляет уже не административный, а дисциплинарный проступок. Поэтому в этом случае возможны два варианта привлечения к ответственности: и декларанта по ст. 16.2 КоАП РФ, и лица, представившего таможенному представителю недействительные документы, по ст. 16.7 КоАП РФ, либо только субъекта, предусмотренного ст. 16.7 КоАП РФ.

Субъектом данного правонарушения является декларант. Субъективная сторона этого АП характеризуется наличием умысла. Нельзя исключать и версию сговора декларанта и таможенного представителя.

Статьей 16.12 КоАП РФ предусмотрена ответственность за несоблюдение сроков подачи таможенной декларации или представления документов и сведений.

При этом под сроком может пониматься:

— общий срок подачи таможенной декларации при ввозе товаров (ст. 185 ТК ТС; ст. 209 ФЗ-311);

— установленный таможенным органом срок подачи таможенной декларации, документов и сведений, необходимых для таможенных целей, при выпуске товаров до подачи ТД (ст. 197 ТК ТС);

— срок представления дополнительных документов, подтверждающих заявленные в таможенной декларации сведения (ст. 183 ТК ТС; ст. 208 ФЗ-311);

— срок представления дополнительных сведений после подачи неполной ТД (ст. 185 ТК ТС; ст. 212 ФЗ-311).

Элементы объективной стороны АП рассматриваются в каждой из первых трех частей ст. 16.12 КоАП РФ. Они также являются признаками деяния, выраженного в форме бездействия:

— несоблюдение сроков подачи полной декларации на товары при временном периодическом декларировании,

— несоблюдение сроков подачи итоговой декларации на товары при декларировании товаров в несобранном или разобранном виде в (п. 4 ст. 194 ТК ТС, ст. 215 ФЗ-311);

— подача декларации на товары с нарушением установленных сроков, если декларирование осуществляется после фактического вывоза товаров;

— непредставление в установленный срок документов и сведений для проведения таможенного контроля, запрошенных таможенными органами в целях проверки.

Объективная сторона этих правонарушений проявляется в несовершении уполномоченным лицом (декларантом, таможенным представителем) необходимых действий по декларированию товаров при определенных законом особенностях выпуска товаров.

В 2011 году ст. 16.12 КоАП РФ была дополнена новыми частями, предусматривающими административную ответственность за несоблюдение срока подачи декларации на товары, явившиеся орудием, средством совершения либо предметами АП или преступления (ч. 4 ст. 16.12 КоАП РФ). Соответствующий порядок установлен ст. 199 ТК ТС и правовыми нормативными актами государств — членов ЕАЭС.

Частью 5 ст. 16.12 КоАП РФ установлена ответственность за неисполнение лицами, осуществляющими деятельность в сфере таможенного дела, обязанности по хранению документов, необходимых для проведения таможенного контроля, определенной ч. 5 ст. 98 ТК ТС (срок 5 лет).

Субъектами ответственности по этим составам являются декларанты, лица, осуществляющие деятельность в области таможенного дела, а также иные заинтересованные лица, имеющие полномочия в отношении упомянутых товаров и документов на них. Субъективная сторона выражается виной юридических, физических и должностных лиц как в форме неосторожности, так и умысла.

Ст. 16.17 по своей характеристике коррелирует со ст. 16.7. Основное отличие заключается во времени совершения противоправного деяния — до подачи декларации на товары для выпуска, либо при совершении таможенных операций.

Таким образом, признаки АП в области таможенного дела выявляются таможенными органами, как правило, при проведении таможенного контроля или при получении от участников внешнеэкономической деятельности сведений, содержащих недостоверную информацию, а также в ряде иных, описанных административным законодательством, случаях. При этом проводится сбор и оценка доказательств с целью выявления юридического состава АП. Выявление юридических составов АП в области таможенного дела является основой их правовой квалификации. Следует отметить, что юридический состав — это более сложная правовая категория, чем признаки АП: нарушение таможенных правил само по себе не может являться основанием для привлечения лица к административной ответственности, необходимо выявить все элементы состава АП. В противном случае, при отсутствии состава, на основании ч.2 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению

Список использованных источников

  1. О Федеральной таможенной службе: пост. Правительства Российской Федерации № 809 от 16.09.2013 (ред. от 13.04.2016). Режим доступа: СПС «КонсультантПлюс».
  2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: федер. закон № 195-ФЗ от 30.12.2001 (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.07.2017). Режим доступа: СПС «КонсультантПлюс».
  3. Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 № 17) (в ред. Протокола от 16.04.2010, Договора от 10.10.2014, Протокола от 08.05.2015, с изм., внесенными Договором от 29.05.2014). Режим доступа: СПС «КонсультантПлюс».
  4. Информация Управления таможенных расследований и дознания Режим доступа: http://customs.ru/index.php?option=com_content&view=category&id=55:2011-01-24-16-40-26&layout=default (дата обращения: 15.08.2017)