Евразийский
научный
журнал

Правосознание и его деформация

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Зурабова Хьава Мусаевна
Рубрика: Юридические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №2 2017»  (февраль, 2017)
Количество просмотров статьи: 1196
Показать PDF версию Правосознание и его деформация

Зурабова Хьава Мусаевна
студентка ЧГУ,
Россия, г. Грозный
E-mail: khava.zm@mail.ru

С принятием Основ государственной политики России в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан официально признано, что именно государство создает условия, обеспечивающие развитие правовой грамотности и правосознания граждан. Все ветви власти должны подробно и бесплатно информировать граждан о способах защиты их прав, а также предоставлять им свободный доступ к квалифицированной юридической помощи, постоянно разъяснять жителям Российской Федерации их обязанности, правила общежития и уважения законных интересов других лиц независимо от расы, национально- сти, языка, отношения к религии, убеждений и других обстоятельств .

Потребность в изучении особенностей отечественного правосознания представляется весьма значимой и злободневной, поскольку лишь в реальном, а не надуманном содержательном контексте знания и понимания работающего либо желаемого права вероятно сколько-нибудь эффективное осуществление правотворческой и правоприменительной деятельности. Формирование юридической категории «правосознание» происходило в ходе исторического развития государства. Исследуя формы права, большинство ученых рассматривали их в идеальном смысле, понимая под этим формирование правосознания конкретного общества, утверждая, что правосознание живет и «до», и «после», и «параллельно» с правом и является одновременно его источником, который отражает объективные потребности развития общества, одним из важнейших механизмов воплощения в жизнь, средством оценивания: соответствует ли поведение человека правовым предписаниям .

Оценивая современное состояние российской действительности, В.В. Кулагин утверждает, что юридический нигилизм населения и определяемое им правовое поведение традиционно являются одной из сущностных характеристик отечественной правовой культуры. Бесчисленные правовые реформы последних десятилетий на фоне заявленной цели — построения в России правового государства — парадоксальным образом не только не решили проблему правового нигилизма, но привели к прямо противоположному результату. По выражению Н.И. Матузова, к двум известным бедам России сегодня смело можно прибавить третью — тотальный правовой нигилизм. Он является весьма опасным и разрушительным по своим последствиям. Не могу не согласиться с мнением большинства ученых о том, что преодоление правового нигилизма — процесс весьма сложный и длительный, предполагающий глобальное изменение объективных условий жизни общества и направленный на создание обновленной социально-правовой среды. В системе мер преодоления правового нигилизма приоритетное значение приобретает юридическая политика государства, которая должна быть направлена на решение такой задачи, как утверждение в общественной жизни качественного правового закона, отражающего ценности личности, интересы и потребности различных социальных групп, соответствующего международно-правовым стандартам, учитывающего национальные традиции и, в конечном итоге, эффективно регулирующего общественные отношения.

Одним из основных средств формирования и повышения уровня правосознания и правовой культуры граждан, инструментом духовного воспитания личности в условиях построения в России правового государства должно стать правовое воспитание, проблема которого особенно актуальна сегодня в России. От того, как она будет решаться, во многом зависит, станет ли Российская Федерация действительно правовым государством, сможет ли обеспечить повсеместное соблюдение прав и законных интересов человека и гражданина, гарантировать реальную государственную и судебную защиту.

Содержанием правового воспитания должно быть формирование уважительного отношения к Конституции РФ, другим нормативным правовым актам, к суду и всей системе право- охранительных органов, к формам и институтам демократии. Основами формирования здорово- го правового и нравственного воспитания граждан России должны стать активное сотрудничество всех общественных групп населения, повышение благосостояния народа, расширение материальных гарантий прав человека, социальный мир, гражданское согласие.

Использованная литература

  1. Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан (утв. Президентом РФ 28 апреля 2011 г. № Пр-1168) // СПС «Консультант Плюс»;
  2. Васильев, А.А. Правовая культура России в свете отечественного консерватизма // Культура: управление, экономика, право. — 2012. —  3;
  3. Донченко, Р.Н. Правовой нигилизм как устоявшееся общесоциальное явление // Юрист. — 2012. —  6;
  4. Зырянов, М.Ю. К вопросу о сущности правосознания в связи с теорией права (некоторые аспекты) // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Ас- тафьева. — 2013. —  2;