Евразийский
научный
журнал

Практика применения таможенных льгот в отношении иностранных лиц – участников российских хозяйственных обществ

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Калимбет Владислав Викторович
Рубрика: Юридические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №7 2017»  (июль, 2017)
Количество просмотров статьи: 733
Показать PDF версию Практика применения таможенных льгот в отношении иностранных лиц – участников российских хозяйственных обществ

В.В. Калимбет,
магистрант
Юридического института
Южно-Уральского государственного университета (НИУ).

Значительный интерес для иностранного инвестора должны представлять меры стимулирующего характера, среди которых-льготы по уплате таможенных пошлин и налогов, предоставляемые при формировании уставного капитала российских организаций с иностранными инвестициями. На сегодняшний день имеется достаточно обширная судебная практика по данному вопросу, требующая отдельного рассмотрения.

Привлечение иностранных инвестиций обеспечено конституционными гарантиями, а также гарантиями, содержащимися в ГК РФ, Федеральном законе «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации», международно-правовых нормах. Законодательно закрепленные гарантии обеспечивают реализацию правомочий иностранных инвесторов. Так, законодательство РФ предусматривает освобождение от уплаты: а) НДС имущества (технологического оборудования, комплектующих и запасных частей к нему), ввозимого в качестве вклада в уставные (складочные) капиталы организаций (п. 7 ст. 150 НК РФ); б) таможенных пошлин на товары, ввозимые в качестве вклада иностранного учредителя.

При таможенном декларировании товаров, ввозимых в качестве вклада иностранного учредителя в уставный (складочный) капитал организаций, Решением Комиссии Таможенного союза «О порядке применения освобождения от уплаты таможенных пошлин при ввозе отдельных категорий товаров на единую таможенную территорию Таможенного союза»

от 15 июля 2011 г. № 728 (далее — Решение КТС № 728) [1], а также постановлением Правительства Российской Федерации «О льготах по уплате ввозной таможенной пошлины и налога на добавленную стоимость в отношении товаров, ввозимых иностранными инвесторами в качестве вклада в уставный (складочный) капитал предприятий с иностранными инвестициями» (далее — постановление Правительства № 883) от 23 июля 1996 г. № 883 [2], установлены льготы по уплате ввозной таможенной пошлины.

Порядок применения освобождения от уплаты таможенных пошлин при ввозе отдельных категорий товаров на единую таможенную территорию Таможенного союза (далее — Порядок) утвержден Решением КТС № 728, вступившим в силу 18 августа 2011 г.

В соответствии со статьей 200 ТК ТС [3] товары, помещенные под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, в отношении которых предоставлены льготы по уплате ввозных таможенных пошлин и налогов, сопряжены с ограничениями по пользованию и (или) распоряжению товарами, и считаются выпущенными условно до момента прекращения обязанности по уплате причитающихся сумм ввозных таможенных платежей.

При этом установлено, что такие товары могут использоваться только для целей, соответствующих условиям предоставления льгот.

Абзацем 3 п. 4 указанного Порядка введены условия (ограничения) целевого использования условно выпущенных товаров, ввозимых иностранными инвесторами в качестве вклада в уставной (складочный) капитал предприятий с иностранными инвестициями, к которым отнесены, в том числе передача таких товаров во временное пользование. В случае несоблюдения ограничений в отношении указанных товаров обязательство по уплате таможенных пошлин подлежит исполнению в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и Федеральным законом о таможенном регулировании.

ФТС России были даны разъяснения, что поскольку Решение КТС
№ 728 не содержит переходных положений в отношении товаров, выпущенных условно и находящихся под таможенным контролем, в случаях выхода иностранного лица из состава учредителей (участников) организации или передачи таких товаров во временное пользование до вступления в силу Решения КТС № 728, таможенный контроль в отношении таких товаров производится только в части выполнения условий, установленных постановлением Правительства Российской Федерации № 883.

Если же действия, нарушающие ограничения, установленные п. 4 Порядка, имели место после вступления в силу Решения КТС № 728 (в том числе в отношении товаров, условно выпущенных до 18 августа 2011 г.), таможенный контроль в отношении условно выпущенных товаров осуществляется с учетом положений Решения КТС № 728 (п. 2) (письмо ФТС России «О применении Решения Комиссии Таможенного союза» от 28 мая 2012 г. № 23-20/26488).

Позиция ФТС России нашла подтверждение и в решении Суда Евразийского экономического сообщества от 1 ноября 2013 года по делу
№ 1-7/4-2013 об оспаривании пункта 4 Порядка.

Таможенными органами в ходе проведения таможенных проверок устанавливаются факты передачи во временное пользование третьим лицам условно выпущенных товаров, ввозимых иностранными инвесторами в качестве вклада в уставный капитал общества, что, по мнению таможенного органа, является нарушением абзаца третьего пункта 4 Порядка.

Судебная практика по данной категории споров различная.

Так, принимая решения не в пользу таможенных органов суды указывают, что поскольку Решение КТС № 728 не содержит переходных положений, в отношении таких товаров, ввезенных с предоставлением льгот по уплате таможенных платежей до вступления в законную силу Решения КТС № 728, подлежат применению положения постановления Правительства № 883, в соответствии с которыми предусмотрено лишь одно условие возникновения обязанности по уплате таможенных пошлин — это реализация товаров (дела № А12-21945/2012, А72-1120/2013, А14-11845/2013,
А40-23012/2014).

При рассмотрении судебного дела № А35-13098/2012 судом был сделан вывод о том, что п. 4 Порядка установлено общее правило, согласно которому освобождение от уплаты таможенных пошлин происходит в порядке и на условиях, установленных национальным законодательством.

Из этого правила есть исключение, установленное абз. 2 и 3 п. 4 Порядка и которое предусматривает условия соблюдения льгот, если эти условия не установлены национальным законодательством государства-члена Таможенного союза. Одним из них является запрет на передачу товаров во временное пользование третьих лиц. При этом согласно абзацу первому п. 4 Порядка данное условие применяется только если случаи освобождения от уплаты таможенных пошлин не установлены национальным законодательством.

В Российской Федерации условия предоставления названных льгот регулируются постановлением Правительства № 883. Следовательно, в отношении товаров ввезенных в качестве вклада в уставный капитал на территории Российской Федерации действует общая норма п. 4 Порядка, которая делает отсылку к национальному законодательству.

При принятии решений в пользу таможенных органов суды исходят из того, что в случае если товар, ввезенный в качестве вклада иностранного инвестора в уставный капитал общества, передается на основании договоров аренды, заключенных после вступления в силу Решения КТС № 728, то с момента признания такого товара условно выпущенным его передача в пользование третьему лицу является нарушением условий (ограничений) использования таких товаров и влечет возникновение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов (дела № А67-5220/2013, А50-2761/2013).

Кроме того, в судебных решениях отмечается следующее.

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в постановлении Пленума «О некоторых вопросах применения таможенного законодательства» от 8 ноября 2013 г. № 79 определил приоритет норм таможенного законодательства Таможенного союза при разрешении вопросов, возникающих при рассмотрении дел, связанных с применением таможенного законодательства.

Согласно ч. 3 ст. 13 Статута Суда Евразийского экономического сообщества, Суд ЕврАзЭС осуществляет толкование положений международных договоров, действующих в рамках ЕврАзЭС, и решений органов ЕврАзЭС.

Толкование осуществляется при принятии решений по конкретным делам, а также по запросам государств-членов Евразийского экономического сообщества, высших судебных органов государств-членов Таможенного союза, Межгосударственного Совета, Межпарламентской Ассамблеи и Интеграционного Комитета ЕврАзЭС.

Так, решением Суда Евразийского экономического сообщества от
1 ноября 2013 г. п. 4 Решения КТС № 728, признан соответствующим международным договорам, заключенным в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства. Указанное решение Суда Евразийского экономического сообщества конкретизирует, с какого момента общество утрачивает льготу на уплату ввозных таможенных пошлин. Также, согласно данному решению, автономное действие абз. 3 п. 4 Порядка дополняется новым правовым установлением, предусматривающим обязательство по уплате таможенных пошлин в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза, кроме прочего, в случае передачи таких товаров во временное пользование. Такой порядок подлежит применению на территории Российской Федерации с 18 августа 2011 г. (в том числе в отношении товаров, условно выпущенных до 18 августа 2011 г.).

При указанных обстоятельствах, для целей единообразия правового регулирования, считаем необходимым привести Постановление Правительства № 833 в соответствие с Порядком применения освобождения от уплаты таможенных пошлин при ввозе отдельных категорий товаров на единую таможенную территорию Таможенного союза утвержден Решением КТС № 728, вступившим в силу 18 августа 2011 г, поскольку считаем, что Положение содержит больше оснований, позволяющих пресекать недобросовестное использование таможенных льгот в целях получения необоснованной выгоды при освобождении от уплаты таможенных платежей.

Список литературы

  1. Решение Комиссии Таможенного союза «О порядке применения освобождения от уплаты таможенных пошлин при ввозе отдельных категорий товаров на единую таможенную территорию Таможенного союза» от 15 июля 2011 г. № 728 [Электронный ресурс], справ.-прав. система «Гарант» (дата обращения-01.03.2017)
  2. «Таможенный кодекс Таможенного союза» Приложение к Договору о Таможенном кодексе таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества (высшего органа таможенного союза) на уровне глав государств от 27 ноября 2009 года № 17.