Евразийский
научный
журнал
Заявка на публикацию

Срочная публикация научной статьи

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

Посольские отношения Центральной Азии с Ближним Востоком

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Ибрагимова Нозима Камилжановна
Рубрика: Исторические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №11 2018»  (ноябрь, 2018)
Количество просмотров статьи: 1699
Показать PDF версию Посольские отношения Центральной Азии с Ближним Востоком

Ибрагимова Нозима Камилжановна
Соискатель
Ташкентского исламского университета,
Директор женского средне-специального колледжа
имени «Хадичаи Кубро»,
г. Ташкент
E-mail: Nozii_83@rambler.ru

Аннотация: Данная статья посвящена ракрытию установленных посольских отношений и дипломатических путешествий Центральной Азии с государствами Ближнего Востока, а также их особенностям в VII-IX веках. В статье уделяется особое внимание на церемониальный приём послов и посольские миссии на политической арене во время оккупации Центральной Азии и на статистических анализов установленных отношений.

Ключевые слова: Умавийце, Централная Азия, халифы, наместники Мовароуннахра, посольские отношения, церемония приёма послов.

В то время, когда международные отношения вносят несравнимый вклад в развитие страны, объективно-научное исследование его истории и внедрение по положительных результатов в практику, безусловно, становится важной необходимостью. Ибн Халдун отличает, что внутренняя политика и социальное положение государств зависит от характера его межгосударственных отношений [4, c. 353]. Из этого следует сказать, что на сегодняшний день изучение истории отношений государств с зарубежными странами является одной из актуальной задачей исследований разных времен и разных пространств.

Средневековья истории Узбекистана, в том числе, история VII-IX веков непосредственно тесно связано с историей мусульманских государств Ближнего Востока основоположником Умавийского халифата Муавия ибн Абу Суфяна, вышел на политическую арену арену во время Али ибн Абу Талиба из праведных халифов.

Период Умавийских халифов (41/661-132/750) по анализам историков выделялся не расширением территории своей власти, а чрезмерными разрушительными действиями. В результате военных походов захвачены земли и города такие, как Ирак, Табария, Джуржистан, в 664 году Кабул, Кирениака, Кипр, Византия, город Халкедан, Корфаген, Сицилия, Южная Испания, Южный Пакистан и Центральная Азия [6, c. 21,22]. Данная династия господствовала в течение 91 лет под деятельностью 14 халифов. Территория Умавийцев делился на 6 большие эмираты:

1. Хиджаз — Мекка, Мадина, Таиф;

2. Ирак — Куфа, Басра, Хорасан;

3. Арал и Армения — Армения и Азербайджан;

4. Сирия — Палестин, Урдун и Дамаск;

5. Египет и Африка — государство Северной Африки;

6. Города Андалус — Испания, которая позднее присоединился к Африке [18, c. 430; 5, c. 152].

Центральная Азия считается одной из частью эмирата государства Ирака. По этой причине наместник Хорасана отчитывался непосредственно подчинялся заместителям халифы по территориям Востока и Ирака. Наместник Хорасана отчитывался не перед халифой, а перед его заместителем. Как передаётся в источниках по истории ислама, в завоевании Центральной Азии, находящегося на восточной части халифата, внесли свой вклад сначала полководцы, затем такие наместники Хорасана, как Мухаллаб ибн Абу Суфра аль-Азди, Кутайба ибн Муслим аль-Бахили, Язид ибн Мухаллаб и Асад ибн Абдуллах аль-Касри [18, c. 432].

Большинство посольских визитов Умавийского периода и отношения, наложенные в результате этих поездок и переписки были отправлены государственным руководителям со стороны Центральной Азии. В качестве посла мог посетить доверенный представитель наместника определенной территории или сам наместник. При исследовании посольских отношений между Центральной Азии и Омаядов, было выявлено, что они составляют суть внутренно — политической деятельности этого периода. В источниках по истории ислама передаётся, что во внешнюю политическую деятельность Умавийцев входят их дипломатические отношения с Китаем и Римом и неокупированными ими терреториями [2; 18; 19; 20].

Во время правления халифов Умара и Усмана были совершены частичные походы на Восток, то есть в Хоросан. В период Умавийцев Централная Азия стал называться «Маверауннахром» в качестве потусторонней реки Джайхун. Дальнейшие стратегические направлении военных действий были направлены в Маверауннахр.

В большинстве исторической литературы отмечается, что походы направленные в Маверауннахр начались в 654 году с местности Маймург и в 667 году с местности Чаганиян во время правление первого халифа династии Умавийцев Муовия ибн Абу Суфияна. По мнению Х. Вальбери в 670 году Зияд ибн Абу Суфян дошёл до побережья Сырдарьи [10, c.9; 15, с.56; 18, с. 328].

Наршахи в своём произведении отмечает, что захват Бухары осуществлён сначала в период правления Муовия Ибн Абу Суфяна (41/661-60/680) со стороны Убайдуллаха ибн Зияда Абихи, в виде военных походов на территории такие как Ромитен, Байкант — сопредельные места с юга Бухары около реки Джайхун [9, c.25; 21, с.221]. Когда арабские войска стояли рядами близ Бухары, Бухархудад, Хатун осознав напряжённость положения, своей сообразительностью дипломатично способствует предотвращению войны и добивается мирного соглашения. Данное примирение после ухода валы (благодетеля) Хорасана и Мовароуннахра закреплён с участием послов Саидам ибн Усманам (675-680).

Умавийские халифы постепенно захватывали Центральную Азию то дипломатическими способами, или то военными действиями.

Самый ожесточенный удар на Мовароуннахр был дан во время правления Ал-Валид ибн Абдумалика (86\705-96/715). Эмир Хорасана и Мовароуннахра Абу Мухаммада ал-Хажжажа был передан Кутайбе ибн Муслиму ал-Бахили (705-715). Несколько раз осуществлены посольские визиты (поездки) для укрепления связей Эмира Хорасана с центральным правительством и местными наместниками с целью политических действий. В течении военных действий направленные в Мавероуннахр Кутейбы ибн Муслима между местными правителями таких, как тарханы Сугда, правители Шама в Турецком царстве и ихшиды Ферганы, были осуществлены с участием послов по поводу оказания поддержки с военной точки зрения.

Яркий пример этому, по предложениям В.А. Лившица, 712-714 годах письмо посла Сугда Фатуфарна из Чача был направлен правителю Самарканда Деваштичу. Автор письма — это Футаварн, которого Деваштич отправил в Чач, к Турецкому правителю и падишаху Ферганы со специальной дипломатической миссией то есть объединяться в противостоянии арабам. По предположениям В.А. Ливщица, письмо было написано, когда арабы по случаю захвата Ферганы (накануне захвата Уструшона) оказалось в Чаче. Данное письмо является очень важным правовым документом на сугдском языке, касающееся посольских отношений Мовароуннахра.

Эмир Мовароуннахра совершил несколько посольских поездок с целью взаимного действия и добывания мирного соглашения с местными наместниками. К примеру можно говорить о содружестве с правителем Сугда Тарханом. Наршахи отмечает, что данное содружество было осуществлено талантом одного из Хорасанских волиев Хаййаном ан-Набати, который известен под псевдонимом Абу аль Хаййаж [1, c.51, 297; 8, с.10; 18, с. 395].

С приходом к власти халифы Умара ибн Абдулазиза (99/717-101/720) [9, c.25]. Наместничество Хорасана и Мовароуннахра перешло на аль-Жарра ибн Абдуллах. Во время правления аль-Жарраха со стороны его двоюродного брата Жахма ибн Захро дипломатическим путем овладели местностью аль-Хуттал и его богатствами, расположенными в Мовароуннахре. С этой благой вестью отправляется из Мовароуннахра делегация послов из трёх человек к Умару ибн Абдулазизу. Двое из послов были из арабского происхождения, третий был правоверным мусульманин — Салих ибн Тариф, из местного племени Дабб, известный под псевдонимом Абу Саид. Во время приёма послов два араба дали много информаций, но Умар хотел получить побольше у третьего посла. Третий посол жаловался на своего наместника. Именно и такую достоверную информацию ждал Умар. Халифа велел вызвать на очередную посольскую поездку аль-Жарраха и Абу Мижаза Лахик ибн Хамайда, чтобы получить более подробную информацию о Хорасана. По его рекомендаций наместником Хорасана стал Адбурахман ибн Нуайм [2, c.127- 128].

Анализируя установленные посольские отношение в период Умавийцев можно увидеть усиление пропаганды Аббасидов, именно начиная с этого периода, значит с периода халифы Хишама. Основная цель большинство посольских поездок была направлена на это. По пропаганде Аббасидами были осуществлены более 40 посольских поездок в 102, 107, 108, 110, 119, 124, 128, 129, 130, 131 и 132 годах по хиджри и процессе велись более 30 переписок. Основное содержание посольских отношений заключалось в освещении ожидаемых удобств и политических пособий, когда предки Абу Аббаса приходят к власти.

В 120/738 годах после того как Наср ибн Саййор ибн Лайс назначен наместником Хорасана со стороны Хишама, крупные центры Мовароуннахра Самарканд, Фергана и Шам перешли к рукам Умавийцев [1, c.62; 16, с.55]. Ослабевщеся посольские отношения из-за внутренных конфликтов в государтсве во время правления халифа Хишама вновь возобновились к периоду наместничетсва Насра ибн Саййар. Во время его наместничетсва все вопросы включая в речение грамот наместникам, выполнение приказов халифы в промежутки 121-130 годов по хиджри были осущуествлены посольские поездки 34 раза и обмен письмами 42 раза.

Восстание Абу Муслима и его агитации в 747-750 годах стал одним из основных факторов исчезновения Умавийского государства. К.Э.Босворд подчеркивает, что государство Умавийцев был извергнут в результате мятежей, происходивщих в Хорасане и Восточном Иране, дают сведения о том что агитатором этого мятежа был Абу Муслим и кроме Абдурахмана, внука Хишама, все были убиты [9, c. 26].

Муовия ибн Абу Суфян правил государсвом, подобно Умару, на основе дивана. В некоторых источниках отмечается, что составленные с его стороны письма, печати и диван почты, а также диван составляющий устав наместников, преобрело важное занчение в упорядочении политическую деятельность. В других источниках эти диваны делятся на три группы, то есть на военный диван, находящийся в Ираке и диван писем или печатей [18, c. 432].

Военные походы халифов Умавийцев в Мовароуннахре осуществлялись в двух этапах. Первый этап относится к периоду в правления халифа Муовия, а второй этап осущестлялся в период халифы аль-Валида. В 705 году с назнечением Кутейби ибн Муслима на пост наместника Хорасана, аль-Валид возлагает на него миссию захвата Мовароуннахра. В исторических источниках он упоминается как Кутейба Ибн Муслим, в китайских источниках как Киутипо. Абу Райхан Беруни говоря о нём своём произведении осуждает его действие и отмечает его причастие сожжении им многих уникальных произведений в Хорезме [7, c. 72].

Изучая дипломатическия отношение в период Умавийцев, глядя на отношения субъектов, на миссии визитов и на их результаты можно отнести их к различным группам. Смотря на субъекты посольских отношений целесообразно отнести их к следуюшим видам отношений:

· Отношения между Умавийцами (между эмиром и его заместителями);

· Между Умавийцами и Центральной Азией (между эмиром и его заместителями с местными правителями Мовароуннахра).

· Можно перевести отношения между местными правителями.

К отношениям между Умавийцами относятся посольские отношения и переписки с халифом Умавийцев и его наместниками на местах. В ходе исследования выявлено что посольские визиты были осуществлены в промежутке 59-132 годах по хиджри 62 раза и на этом периоде осуществлялось. 59 раз передача писем в промежутке 72-132 годах по хиджри.

Посольские отношения между Центральной Азией и Умавийцами является важной частью исследований с одной стороны халифа Омара в качестве участников отношений, его заместителей (наместники) на местах, другой стороны были местными правителями Мовароуннахра. По началу, основоположниками посольских отношений были Умавийцы, потому что правители намеченных территорий были отправлены предложение в связы с принятием новой религии, о мирном соглашении или о военном положении. По остальным вопросам с инициативой вышла вторая сторона. Эмир и его заместители не участвовали не посредсвенно в качестве посла, отправлялись доверенные лица или близкие родственники.

В ходе исследования были выявлены сведения о том, что в промежутке времени 59-119 годах по хиджри были осуществлены посольские поездки 19 раз. А этом процессе переписок 10 раз.

Отношения между местными правителями следует привести взаимосвязи государтсенных руководителей, находящийся на территории Мовароуннахра. Сюда входят перемирия, соглашения, посольские визиты и обращения, направленные на общего врага между руководителями таких государтсв, как Сугд, Тахария, Фергана, Шаш, Бухараи Хорезм.

По сведениям Табари ярким доказательством служит 5 посольких визитов в 90, 93, 93, 103 годах по хиджри, а также письмо и официальные письменные документы в 85 и 93 годах по хиджри. Если вышеупомятутые посольские отношения были установлены офицальными послами, а также гонцами, не неимевщими политического значения, были доставлены важные передачи. Они были отправлены в премежутке времени 85-132 годов по хиджри более 19 раз. А также были отправлены более 10 шпионов с целью осведомления о военном положении территорий намеченных для захвата. Во время правления Умавийцев были подписаны более 20 мирных соглашений с крупными городами Центральной Азии, 2 раза между Насром ибн Саййар и Шайбаном, а также между Али ибн Джудат и Абу Муслимам. Один раз в 130/148 году Наср ибн Саййар и Абу Муслим согласились на войну. Примерно последние 30 лет правления Умавийцев в связи с усилением пропаганды Аббасидов умножились посольские визиты, дипломатические переписки и деятелность гонцов. В процессе иследования посольских связей государства Умавийцев с Центральной Азией и содержания их дипломатических переписок приводит в точность такое упорядочение следующих вопросов:

· Личная неприкосновенность и обеспечение безопасности;

· Вручение грамот наместничества;

· Сдача добычи или получение новых заданий;

· Дать военные указания;

· Получение военного подкрепления;

· Пропаганда новой религии;

· Пропаганда учений Аббасидов;

· Личное прощение;

· Дать политические рекомендации по управлению территории;

· Предупрождение о приближающейся опастности;

· Завещание;

· Выразить недовольство деятельности управления.

Восстание Абу Муслима в 747-750 годах и пропаганда которую он вёл стал одной из основной причиной исчезновения Умавийского государство.

СПИСОК ИСПОЛЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Литературы на русском языке:

1. Абу Бакр Мухаммад ибн Джафар ан-Наршахи. Тарихи Бухара. История Бухары. Пер.и коммент. Ш.С.Камолиддина. —Т.: SMI-ASIA, 2011. — 600 с.

2. История ат-Табари / Пер. С араб. В.И.Беляева с допол. О.Г.Большакова, А.Б.Халидова. —Ташкент: Фан, 1987.

3. Лившиц В.А. Правители Пянча. «Народи Азии и Африки», 1979, № 4. Мухетдинов Д., Хайретдинов Д. История арабского халифата. — Нижний Новгород: Медина, 2011. — 225 б.

4. Очерки истории арабской культуры (V-XV вв.). —Москва: Наука, 1982. — 440 с. (Культура народов Востока).

5. Фильштинский И.М. Арабская литература в Средние века. — Москва: Наука, 1977. — 294 с.

Литературы на узбекском языке:

6. Абдуллоҳ ҳожи Исматуллоҳ. Марказий Осиёда ислом маданияти / қисқача маълумотнома. —Т.: Шарқ, 2005. −383 б.

7. Абу Райҳон Беруний. Қадимги халқлардан қолган ёдгорликлар // А.Расулов тарж. Танланган асарлар. —Ж.1. —Т.: Фан, 1968.

8. Абу Саъд Абдулкарим ибн Муҳаммад ибн Мансур ат-Тамимий ас-Самъоний. Насабнома (ал-Ансоб). — Т., 2017. — 273 б. Абу Саъд абд ал-Карим ибн Муҳаммад ас-Самъоний. Китоб ал-Ансаб. / Изд. Абд ар-Рахман ал-Муаллими. —Т.7. —Байрут: Муҳаммад Амин Дамадж, 1980-1981.

9. Босворд К.Э. Мусулмон сулолалари. Йилнома ва шажарлар бўйича маълумотнома. Изоҳлар билан таржимаси. —Т.: Фан, 2007. ISBN 978-9943-09-191-7. −269 б.

10. Вамбери Ҳерман. Бухоро ёҳуд Мовароуннаҳр тарихи / китобдан парчалар. Аҳмад С. тўплаган. —Т.: Адабиёт ва Санъат нашриёти, 1990, −96 б.

11. Исҳоков М. Унутилган подшоликдан хатлар (Бир туркум суғд ҳужжатларининг ўзбек тилига таржимаси ва изоҳлар). Т., Фан, 1992.

12. Ўзбекистонда элчилик хизмати тарихидан: талқин ва таҳлил. Республика илмий-амалий конференция материаллари тўплами. Масъул мухаррир: Отахўжаев А.М., Ҳидирова Н.О. —Т.: Адабиёт учқунлари, 2016. —287 б.

13. Ўзбекистон тарихи ёш тадқиқотчилар нигоҳида. Ёш тарихчи олимларнинг илмий мақолалари тўплами. —Т.: Ўзбекистон, 2010. — 119 б.

14. Ўзбекистон ҳарбий санъати тарихи: китоб-альбом/Ж.Х. Исмаилова, Л.Г. Левтеева; масъул муҳаррир: Ю.Р.Буряков. — Т.: Ўзбекистон НМИУ, 2013. — 208 б.

15. Чағониён тарихи. Тўпловчи ва таржимон: Хидиров Абдиназар. —Т.: Тошкент ислом университети, 2002. — 208 б.

16. Ражабов Р. Ўзбекистондаги араблар тарихи ва этнографияси: XIX аср ўрталари — XXI аср бошлари / Р.Ражабов. Масъул мухаррир Д.Зияева: ЎзФА, Тарих инс-ти. —Т.: Шарқ, 2012. — 416 б. −16 б.зарв.

Литературы на арабскском языке:

17. Абу Жаъфар Муҳаммад ибн Жарир ат-Табарий. Тарих ат- Табарий / Тарих ал-имама вал мулук. 4 жилдлик. —Байрут-Лубнон: Дор ул-китоб ул-иълмия, 1417/1997.

ابو جعفر محمد بن الطبري. تأريخ الطبري /. تأريخ الامم و الملوك. —بيروت-لبنان: دار الكتاب العلمية، 1417/1997

18. Аш-шайх Муҳаммад ал-Хузорий. Ад-Давлату ал-Умавиййа (Муҳадоруту фи тарих ал-Умами ал-Исламия). -Қоҳира: Ал-Мухтор, 1424/2003. — 456 с.

الشيخ محمد الخضرى بك. الدولة الاموية — القاهرة: المختار‘ 1424/ 2003

19. Ибн Асир. Ал-камил фит-тарих. — Ж.2. —Байрут: Дарул Фикри, 1398/1978.

20. Ибн Ҳишам. Ас-сийрати ан-Набавия. 4 жилдли. — Байрут-Лубнан: Дор иҳйайи ит-тураси ал-арабия, 1417 / 1997.

ابن هشام. السيرة النبوية. — بيروت- لبنان: دار احياء التراث العربية، 1417/1997.

21. Жалолиддин Абдурраҳмон ас-Суютий. Тарих ул-Хулафо. — Қоҳира: Дар ул-фикри ал-аъробийи, 1946/1365. — 638 с.

جلال الدين عبد الرحمن السيوطى. تريخ الخلفاء. — القاهرة: دار الفكر العربية, 1946

Ibragimova Nozima Kamiljanovna

Researcher, Tashkent Islamic University

Chief, Islamic college for women named after Khadichai Kubro, Tashkent

Nozii_83@rambler.ru

FORMATION OF AMBASSADORIAL RELATIONSHIPS OF CENTRAL ASIA WITH THE MIDLLE EAST COUNTRIE S IN THE 7th-9th CENTURIES

Annotation: Ambassadorial relationships and diplomatic visits of Central Asia to the Middle East countries and their features in the 7th-9th centuries were mentioned in this article. Also, ceremonial reception of ambassadors and ambassadorial missions in the political arena during occupational actions in Central Asia were accented in it.

Key words: Umayyads, Central Asia, caliphs, vicar of Transoxiana, ambassadorial relationships, ceremonial reception of ambassadors.