Евразийский
научный
журнал

Понятие юридической справедливости как принципа российского права

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Бидова Бэла Бертовна
Рубрика: Юридические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №8 2016»  (август)
Количество просмотров статьи: 1486
Показать PDF версию Понятие юридической справедливости как принципа российского права

Бидова Бэла Бертовна
доктор юридических наук,
доцент кафедры уголовного права и криминологии ФГБОУ ВО
"Чеченский государственный университет"

Понимание содержания требований справедливости и ее сущность не оста­ются неизменными: они изменяются и развиваются в соответствии с историче­ским развитием и совершенствованием общественных отношений. Смена исто­рических этапов развития общества, государства и права не приводило к пол­ной замене понятия справедливости, выработанного в процессе исторического развития, современной трактовкой этого понятия. Современное понятие спра­ведливости сохранило предшествующие представления о справедливости и до­полнилось новыми.

В настоящее время, в условиях становления правового государства о спра­ведливости говорят как об общечеловеческой ценности. Такое ценностное по­нимание справедливости получило всемирное признание в качестве условия современного развития и мирного сосуществования всего человеческого сооб­щества. В период существования социалистического государства в нашей стране преобладало гипертрофированное представление о справедливости как сугубо классовой категории, что привело к попранию важнейших элементарных обще­человеческих ценностей и интересов. Основным критерием справедливости при этом называлось отношение человека к средствам производства. Конечно, нельзя недооценивать данные отношения, но переоценка их неминуемо приводит к вопросам о классовости характера отношений.

Предметом рассмотрения в данной статье являются вопросы современ­ного понимания юридической справедливости и ее соотношения со справедли­востью социальной.

Социальная справедливость проявляется там, где оцениваются поступки и поведение людей, распределяются общественные блага и обязанности. Значительное место занимает она в сфере правосознания, однако, не отождествляется с ним, так как оценивает не только правовые, но и другие общественные явле­ния. С одной стороны, все отношения, регулируемые правом, охватываются и нравственными нормами, но с другой стороны, сфера действия морали шире сферы действия права, нравственные представления о справедливости по сво­ему содержанию являются более богатыми и разносторонними, чем правовые. В итоге нравственное понятие категории справедливости более емкое, чем по­нятие юридической справедливости. Этим определяется  необходимость руководствоваться в правоприменительной деятельности не только правосознанием, требованиями юридической справедливости, но и нормами нравственности, справедливостью социальной, нашедшей отражение в праве, чтобы принятое решение имело двустороннюю поддержку правовую и моральную. Однако, здесь необходимо, также сделать оговорку. Нравственные нормы социальной справедливости могут использоваться в той лишь части, когда они не противо­речат справедливости юридической. Любое другое использование нравствен­ных норм в правоприменительной деятельности неминуемо приведет к преоб­ладанию рациональности над законом. Основная сила норм социальной спра­ведливости в демократическом обществе, должна быть направлена на приведе­ние действующего законодательства, регулирующего поведение людей, в соот­ветствие с нормами нравственности.

В рамках такой концепции представляется необходимым разработать еди­ное понятие социальной справедливости, четко определить сущность и содер­жание общеправового принципа справедливости, дать понятие юридической справедливости.

Социальная справедливость является ценностной категорией, на основе ко­торой устанавливаются юридические критерии оценки деятельности людей. Представления о справедливости как оценочной категории пользуются в обще­стве тогда, когда с ее позиций оценивают поступки, действия, явления.

В философской и юридической литературе неоднократно подчеркивался оценочный характер справедливости. Так, «справедливость определяется как понятие морального сознания, характеризующее меру воздействия и требова­ний прав и благ личности или социальной общности, меру требовательности к личности, правомерность оценки экономических, политических, правовых яв­лений действительности и поступков людей, а также их самооценки»[1,с.64]. Соци­альная справедливость это нравственный критерий для соизмерения действий субъектов, в соответствие с которым осуществляется воздаяние каждому за его поступки в виде наступления тех или иных последствий [2,с.65]. «Справедливость оз­начает принятый обществом в качестве нравственно оправданного и правиль­ного масштаба для соизмерения действий субъекта в пользу (или во вред) об­щества и других лиц с ответными действиями последних»[3,с.76]. Справедливость предполагает соизмерение поведения и его оценки, деяния и воздаяния индиви­да, то есть соотношение между трудом и вознаграждением, заслугами и их при­знанием, правами и обязанностями, правонарушением и ответственностью [4,с69].

Справедливость употребляется при оценке поступков людей в двух аспек­тах: 1) как принцип определяющий направление деятельности и критерий оценки конкретного поведенческого акта; 2) как теоретическое условие буду­щего действия. Социальная справедливость в качестве морального принципа определяет деятельность всех государственных органов и общественных организаций, применяющих правовые нормы в процессе распределения между чи­нами общества материальных и духовных благ, а также при определении меры юридической ответственности или общественного воздействия за совершаемые правонарушения и другие не желаемые для общества действия. Представления о социальной справедливости, с точки зрения ее моральной значимости очень важны для дальнейшей оценки конкретных повиденчиских актов, в том числе, связанных с принятием правоприменительного акта. А оценка конкретной, в том числе правоприменительной деятельности, должна даваться на основе об­щего требования принципа справедливости. Оценка, проведенная таким образом, будет отражать характер юридической справедливости. В связи с этим, оценка любого правоприменительного акта, проведенная сначала с точки зре­ния справедливости как морального принципа, а потом справедливости как юридического принципа позволит принять справедливый правоприменитель­ный акт. Такая постановка вопроса определяется многими факторами, в том числе несовпадением социальной и юридической справедливости.

Основными элементами содержания социальной справедливости являются общечеловеческие принципы свободы и равенства, являющиеся основой оцен­ки деятельности как конкретных людей, социальных и иных групп и организа­ций, которые они образуют, так и государства в целом.

Данные элементы социальной справедливости могут быть адекватно оценены лишь при наличии устоявшихся общественных отношений в более  менее однородном обществе. И тогда понятие социальной справедливости может быть вы­ражено следующим образом.

Социальная справедливость — это общественно-политическая категория, формирующаяся на базе требований политики, морали и нравственности, во­площающая принципы свободы и равенства и являющаяся нормой поведения людей и их коллективов, а также основой государственной и общественной оценки различных действий, поступков и иных социальных явлений.

Не следует думать, что критерии юридической справедливости правопри­менительного акта это какие-то особые критерии, абсолютно отличные от принципов законности. Многие критерии юридической справедливости, и в ча­стности справедливой юридической ответственности, закреплены соответст­вующими нормами права и таким образом одновременно являются и критерия­ми юридической справедливости, и принципами законности. Однако от того, что многие из них предусмотрены законом, они ни в коем случае не перестают быть критериями юридической справедливости, так как они родились и сфор­мировались в обществе, прежде всего как нравственные категории, как требо­вания справедливости.

Основное значение юридической справедливости и ее социальная ценность состоит в том, что она благодаря четкой регламентации прав и обязанностей, установления конкретной ответственности за правонарушения вносит стабиль­ность в государственно-правовую жизнь и обеспечивает торжество законности, ибо там, где утверждается юридическая справедливость, торжествует и закон­ность.

Постановка и рассмотрение проблемы понимания и соотношения справед­ливости социальной и юридической в жизни общества, их проявление в право­творческой деятельности и правоприменительной деятельности при вынесении правоприменительных актов необходима в целях укрепления начал законности, повышения эффективности законодательства и его применения, воспитатель­ной роли права. Разграничение справедливости социальной и юридической, предупреждает против произвольного обращения с законом, его подмены об­щественным мнением отдельных коллективов или моралью. Важно обратить серьезное внимание на необходимость учета критериев юридической справед­ливости и в процессе правотворчества, и в процессе вынесения правопримени­тельного акта, что будет способствовать и совершенствованию права в целом.

Литература:

  1. Бербешкина 3.A. Справедливость как социально-философская категория. - М.Наука, 1983. - 208с.

  2. Экимов А.И. Справедливость и социалистическое право. - Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1980. - 120c.

  3. Мальцев Г.В. Социальная справедливость и право. - М.: Мысль, 1977. - 255c.

  4. Малеин Н.С. О справедливости, праве и ответственности // Теория права: новые идеи. - М.: Изд-во ИГиП РАН, 1992, Вып. 2. - С. 64-81.