Евразийский
научный
журнал

Понятие, структура, соотношение функций российского государства

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Сайдаев Магомед Айсаевич
Рубрика: Юридические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №4 2018»  (апрель, 2018)
Количество просмотров статьи: 566
Показать PDF версию Понятие, структура, соотношение функций российского государства

Сайдаев Магомед Айсаевич
магистрант направление подготовки 40.04.01. Юриспруденция
ФГБОУ ВО "Чеченский государственный университет"

На основе проведенного сравнительно-правового и сравнительно-исторического анализа доказывает, что, во-первых, функционализм применительно к социальным системам, начиная с середины 60-х годов ХХ столетия, пронизывает научные теории в рамках общей теории права, специальных разделов юриспруденции, сравнительного правоведения в отечественной и зарубежной правовой науке. Функция, являясь общенаучным понятием в рамках системного подхода, в правовой науке активно используется для целей развития государствоведения, в т.ч. и в плане прикладного использования при формулировании политико-правовых установок государственных программ, национальных приоритетов.

Во-вторых, существенными признаками основных функций государства являются следующие: выражение и предметная конкретизация сущности современного государства, отправные начала типизации государств; реализация практической деятельности государства внутри страны и на международной арене; устойчиво сложившаяся деятельность государства по управлению и регулированию общества; отражение динамики социально-экономических, политических и духовных преобразований в жизни.[1]

В юридической науке акцентируется внимание на соотношении статики и динамики, логического и исторического в понимании функции.

При примате формационного подхода в объяснении функций превалировал классовый подход, в иерархии функций на первый план выходили функции, сообщающие системе не только наибольшее свойство устойчивости, но и воспроизводства ее классовой сущности (экономическая, политическая, внутренние функции превалируют над внешними направлениями деятельности). В условиях цивилизационного подхода происходит определенная перегруппировка функций, осознается роль функций, направленных на придание цивилизационного качества всей системе отношений. Как следствие, экологическая, информационная, культурная подфункция в рамках идеологической функции перестают играть роль второстепенных; детерминируют новый технологический и институциональный облик общественных отношений.

Примат внутренних функций государства сохраняется, в этом сходится абсолютное большинство исследователей. Внешние функции должны быть направлены на развитие целей внутренних функций. Как следствие, во внешнеэкономической сфере российское государство должно стремиться к формированию новых модернизационных альянсов, привлекать высококвалифицированных работников для реализации инновационных проектов, формировать миграционную политику с учетом новых задач, способствовать повышению уровня национальной безопасности в различных ее сегментах.

Литература:

  1. Виприцкий Н.Н. Политико-правовые условия обеспечения внешних функций государства в эпоху глобализации // Общество и право.- Краснодар: Издательство Краснодар. ун-та МВД России. 2010. № 1(28). — С.53-55.
  2. Виприцкий Н.Н., Ковалева Е.В. Функции государства в аспекте программно-целевого подхода к управлению социальными процессами // Пробелы в российском законодательстве. —  2. — 2011. — С.78-82.