Евразийский
научный
журнал
Заявка на публикацию

Срочная публикация научной статьи

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

Понятие охраны авторских прав в международном частном праве

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Сулайманова Мээрим
Рубрика: Юридические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №3 2020»  (март, 2020)
Количество просмотров статьи: 1477
Показать PDF версию Понятие охраны авторских прав в международном частном праве

Мээрим Сулайманова
Магистрант АТиСО,
Россия, г. Москва
E-mail: msu007@mail.ru

Научный руководитель: Сорокин Владислав Петрович
Доцент, канд. юрид. наук
Кафедра гражданского права и процесса АТиСО,
Россия, г. Москва

Аннотация: В настоящей статье представлен анализ понятия охраны авторских прав в международном частном праве. Охрана авторских прав имеет двойственный характер. Существует ряд принципов, на которых строится международно-правовой институт охраны авторских прав. Особенности авторских прав заключаются в их делении на «исключительные» и «неисключительные».

Ключевые слова: авторское право, произведения, охрана, правовая защита, творческая деятельность, режимы.

Student M. Sulaymanova

"Academy of labor and social relations"

city of Moscow

The concept of copyright protection in private international law

Abstract: this article presents an analysis of the concept of copyright protection in private international law. Copyright protection is twofold. There are a number of principles on which the international legal Institute for copyright protection is based. Special features of copyright are divided into «exclusive» and «non-exclusive».

Keywords: copyright, works, protection, legal protection, creative activity, modes.

Авторское право как особый институт правовой охраны прав автора на создаваемые его творческой деятельностью и умственным трудом произведения существует уже более двух столетий.

В XVII-XVIII веках вопросы о международно-правовой охране не рассматривались столько широко, так как не выходили за пределы определенной страны. С течением времени на это оказала влияние глобализация и развитие информационно-телекоммуникационных сетей. Именно поэтому дискуссия была выведена на международную арену [4, С. 102].

В современный период времени вопросами, касающимися интеллектуальной собственности, занимаются преимущественно две международные организации: Всемирная организация интеллектуальной собственности и Всемирная торговая организация, в рамках соглашения по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности.

Всемирная организация интеллектуальной собственности была создана как единый центр сотрудничества и имеет статус специализированного учреждения ООН. Данная организация занимается выполнением многих функций по обеспечению интеллектуальной собственности мерами правовой защиты. Организация включает множество государств, в том числе Российскую Федерацию. Элементами структуры выступают: Генеральная ассамблея, Конференция, Комитет по координации, Постоянный комитет по информации о промышленной собственности, Союз международной патентной классификации.

Помимо упомянутых выше организаций, вопросами, относящимися к охране интеллектуальной собственности, занимается также ЮНЕСКО. В частности, была создана программа международного сотрудничества.

Несмотря на то, что авторское право получило признание относительно недавно, в сравнении с другими институтами гражданского права, оно вмещает в себя большой диапазон различных работ — от написания музыки и книг, создания скульптур, чертежей, планов, рекламы до технологий, которые используются в современном кино. Неудивительно, что существует потребность в урегулировании вопросов, связанных с обеспечением охраны интеллектуальных прав от их незаконного использования [5, С. 45].

Всемирная организация интеллектуальной собственности рассматривает авторское право как субъективное право авторов на собственные произведения [4, С. 109].

Существует ряд принципов, на которых строится международно-правовой институт охраны авторских прав. К таким принципам относят: принцип гражданства автора, территориальный принцип, а также принцип национального режима охраны, предоставления охраны вне зависимости от соблюдения формальностей, срочного характера охраны, осуществления охраны в пользу автора и его правопреемников.

В целом, авторское право можно определить как совокупность правовых норм, регулирующих порядок использования произведений литературы, науки и искусства [2, С. 15]. Объектами авторского права являются произведения литературы, науки и искусства, компьютерные программы и базы данных. Кроме того, в перечень объектов авторского права включаются так называемые смежные права (родственные, аналогичные) — права артистов-исполнителей, производителей фонограмм, вещательных организаций.

Вопрос об охраноспособности конкретного творческого результата, то есть о том, при каких условиях такой результат получает статус произведения и подпадает под национальную авторско-правовую охрану конкретного государства, а при каких нет, полностью оставлен «на усмотрение» государств-участников конвенций [3, С. 47].

Под охраноспособностью авторского произведения целесообразно понимать соответствие конкретного результата интеллектуальной деятельности комплексу критериев, специфичных для охраняемых авторским правом объектов, и представляющих собой юридический механизм идентификации объектов авторского права в конкретном государстве. Критерий творчества может прямо закрепляться в юридических нормах национального права государства как условие охраноспособности произведения [1].

Авторское право, возникшее на территории одного государства в соответствии с его законодательством, отличается строго территориальным характером — оно действует только в пределах данного государства и не действует за пределами его юрисдикции. В этом с точки зрения международного частного права заключается основное отличие авторского права от других видов гражданских прав.

Особенности авторских прав заключаются в их делении на «исключительные» и «неисключительные». С точки зрения международного частного права особый интерес представляют исключительные авторские права: право авторства, право на имя, право на обнародование, право на отзыв произведения, право на защиту репутации автора, право доступа, право на перевод, право на распространение и воспроизведение, право на переработку, право на импорт, право на публичный показ и публичное исполнение, право следования.

Сфера распространения авторских прав иностранцев на территории России регулируется Федеральным законом РФ об авторском праве и смежных правах 1993 г. Субъективные авторские права, возникшие на основе иностранного закона, признаются и охраняются на территории РФ при наличии международного соглашения и на условиях взаимности.

В отношении произведений иностранных авторов, впервые опубликованных на территории РФ, авторские права признаются за авторами-иностранцами.

Авторские права российских граждан на произведения, созданные за границей, признаются за этими гражданами.

Произведения могут быть охраняемые и неохраняемые.

Охраняемые произведения — это произведения, опубликованные после вступления для РФ в силу Всемирной конвенции об авторском праве 1952 г. (после 27 мая 1973 г.), и произведения, подпадающие под действие Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений 1886 г., впервые опубликованные после 13 марта 1995 г. (вступление этой Конвенции в силу для РФ), а также произведения, подпадающие под действие двусторонних договоров РФ о взаимном признании и защите авторских прав (с Австрией, Болгарией, Венгрией, Кубой, Швецией и др.) [5, С. 70].

Неохраняемые произведения — это произведения, не подпадающие под действие Всемирной и Бернской конвенций и двусторонних договоров РФ. Авторы таких произведений не вправе претендовать на уплату вознаграждения за опубликование их произведений в России.

Правовая защита авторских и смежных прав иностранцев в РФ осуществляется в административном порядке, в порядке гражданского и уголовного судопроизводства законные интересы авторов в государственных и иных органах.

Защита прав авторов-иностранцев обеспечивается путем признания прав; восстановления положения, существовавшего до нарушения прав; взыскания дохода, полученного нарушителем; возмещения убытков, включая упущенную выгоду; выплаты компенсации.

Таким образом, в настоящее время большинство стран участвуют в международных соглашениях о защите и охра­не творческих прав. Связующий и взаимодополняющий ха­рактер таких соглашений свидетельствует о существовании сложного многоуровневого международного механизма.

Список литературы

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 № 230-ФЗ (ред. от 18.07.2019) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. № 52 (1 ч.). Ст. 5496.
  2. Гришаев, С.П. Авторской право. М.: Норма, 2015. — 388 с.
  3. Луткова О.В. Вопросы охраноспособности объектов авторского права в трансграничных частноправовых отношениях // Юридическая наука и практика. 2016. Т. 12. № 3. С. 40-51.
  4. Ситдикова, Р.И. Обеспечение частных, общественных и публичных интересов авторских правом. М.: Статут, 2018. — 159 с.
  5. Хохлов, В.А. Осуществление гражданских прав: учебное пособие. Самара: Изд-во Самарского государственного экономического ун-та, 2017. — 112 с.