Евразийский
научный
журнал

Понятие и соотношение юридической и социальной справедливости в социальном государстве

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Бидова Бэла Бертовна
Рубрика: Юридические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №8 2016»  (август)
Количество просмотров статьи: 1404
Показать PDF версию Понятие и соотношение юридической и социальной справедливости в социальном государстве

Бидова Бэла Бертовна
доктор юридических наук,
доцент кафедры уголовного права и криминологии ФГБОУ ВО
"Чеченский государственный университет"

Государство - это сложное и многогранное явление. В понима­ние государства, его сути, назначении и роли в жизни общества отсутст­вует единая точка зрения, потому что государство «полиструктурно и полифункционально». Это является причиной того, что существует множе­ство его определений. В соответствии с целью диссертационного иссле­дования целесообразно рассмотрение государства с позиций его функ­циональных свойств и роли, выполняемой в жизни общества. [1,с.12]

Социальное государство, несмотря на специфические особенно­сти, всегда оставалось и остается государством, которое не отождествля­ется и не растворяется в обществе или системе других общеполитических организаций, оно помимо своих собственных, специфических признаков и черт, обладает, как и любое иное государство общеродовыми призна­ками и чертами.

Государство - это общественное явление, и предпосылки его воз­никновения имеют социально-историческую природу. Возникает госу­дарство повсеместно в период смены родоплеменных связей людей в об­ществе вещными, обменными отношениями, поэтому можно предполо­жить, что факторы, разлагавшие первобытно-общинный строй, были од­новременно и предпосылками формирования государства.

Объективная потребность новой социальной организации в обще­ственной силе, которая способна была решать общие дела или объеди­нять население для их решения, и породила государство и публичную власть.

Возникающее государство не могло не быть властью, потому что после распада родового строя потребность в решении общих дел не име­ла иных механизмов сомообеспечения, и государство становится силой, стоящей над населением.

 Государство есть союз людей, организован­ных на началах права, объединенный господством над единой территори­ей и подчинением единой власти. Русские юристы XIX - начала XX вв. существенным признаком государства считали государственный порядок, который заключается в запрещении применения принуждения частными лицами, в монополиза­ции принудительного властвования государством.

В настоящее время выделяют три основных подхода к определе­нию государства: классический, согласно которому государство есть со­вокупность народа, территории и власти; юридический, где государство есть правовая организация и деятельность власти; социологический, в со­ответствии с которым, государство — это разделенное на классы, полити­чески организованное общество.

В соответствии с философскими представлениями сущность, т.е. главная определяющая характеристика любого предмета, явления, про­цесса, обычно связывается с его назначением, со способностью удовле­творять те или иные потребности человека. С этих позиций сущность го­сударства состоит в его социальном назначении, а именно, регулировать общественные отношения, управлять обществом.

По отношению к человеку социальные качества государства рас­крываются как его ценностные свойства.

Ценность - положительная или отрицательная значимость объек­тов окружающего мира для человека, класса, группы, общества в целом — определяется не их свойствами самими по себе, а их вовлеченностью в сферу человеческой жизнедеятельности, интересов и потребностей, соци­альных отношений. Социальная ценность государства не может сводить­ся к его отдельным социальным качествам и свойствам, а также не может быть их простой суммой - это «системная, интегративная характеристи­ка, выражающая меру соответствия явления социальным потребностям людей».[2,с.53]

По своей сущности и ценности государство как правовое явление и понятие - это организационно-властная форма выражения, конкретиза­ции и реализации принципа формального равенства, его смысла и требований, всеобщая форма нормативного и институционально-властного вы­ражения свободы людей.

Очевидно, что правовая сущность и ценность государства и пред­ставленное в нем правовое начало (принцип формального равенства сво­бодных людей, признание их правосубъектности и государство субъектности) в том или ином виде проявляются во всех исторических типах и формах государства, во всех аспектах и направлениях организации и функционирования государственной власти. Степень развитости государ­ства (его сущности, организационных форм, функциональных проявле­ний) определяется мерой развитости воплощенного и реализованного в нем принципа формального равенства людей.

Социально-исторические этапы развития государства — это про­грессирующие ступени осуществления начал формального равенства, свободы и справедливости в человеческих отношениях.

Появление идеи и концепции «социализации» государства и пра­ва, формирование «социально ориентированной» политики было связано с индустриализацией и бурным развитием рыночной экономики.

Существует несколько концепций, связанных с идеей социально­го государства. Наиболее обоснованными в теоретическом плане и реали­зуемыми в той или иной мере на практике являются умеренно консервативная, социал-демократическая, марксистская и неомарксистская кон­цепции социального государства. Так как от специфики понимания сути социального государства зависит нормативное обеспечение социальных прав и интересов людей, необходимо остановиться на содержании этих концепций.

С точки зрения теоретиков консерватизма, социальное государст­во призвано решать проблемы, которые не способны решить и снять ры­ночные отношения. Это проблемы обеспеченности в старости, при забо­левании, нищете, проблемы обеспеченности качественным жильем, воз­можности получить образование и др.

Практически всеми политическими силами совре­менного общества, существующими теоретическими концепциями госу­дарственного устройства, признается, что возникновение социального го­сударства — это исторически закономерный процесс, связанный с логикой общественного развития, определенным уровнем развития производст­венных сил, демократизацией общественной жизни, повышением уровня правовой культуры граждан, постепенным утверждением нормами права принципов формального равенства, свободы и справедливости. Немало­важную роль в создании концепции социального государства сыграла и борьба трудящихся за свои права.

Необходимо подчеркнуть, что идее «социального государства» предшествовала идея и практика «правового государства». Концепция правового государства была связана с появлением и признанием прав че­ловека «первого поколения», а теория и практика «социального государ­ства» непосредственно связана с появлением и признанием «второго по­коления» прав человека - социальных и экономических. При этом, в ос­нове теории и практики «правовой государственности» были принципы верховенства права и закона, демократии, индивидуальной свободы, гражданских и политических прав, а основой концепции «социальной госу­дарственности» являются принципы гуманности и социальной справед­ливости, «верховенства общей солидарности всех групп общества, не­приятие неравенства и торжество социального равенства, признание и го­сударственное гарантирование защиты социальных прав».[3,с.143]

Между правовым и социальным государством есть существенные различия, и они заключаются в том, что правовое государство есть «форма ограничения власти правами и свободами человека», тогда как «соци­альное государство» - это форма обременения власти правами и свобода­ми человека. Социальное государство по определению не может не вме­шиваться в жизнь общества, не обеспечивать своими властными метода­ми его социальную стабильность, не гарантировать и не защищать жиз­ненно важные права его членов, особенно социально уязвимых и нуж­дающихся. Социальное государство обязано, в силу своего назначения, всей своей административной и правовой политикой стремиться макси­мально влиять на распределение экономических благ в духе справедли­вости для обеспечения каждому человеку достойного существования. Ре­гулируя рыночные процессы, содействуя развитию свободного рынка, го­сударство в то же время должно брать на себя и функции социальной за­щиты населения, устанавливая сбалансированную систему налогов и пе­рераспределяя часть государственного бюджета.

Обобщая сказанное, можно сделать вывод, что до сих пор нет единого понимания «социального государства», но во всех определениях социального государства первым признаком является признание, соблю­дение и защита жизненно важных для каждого человека прав — социаль­ных прав. Государство является социальным, если в нем разработаны и нормативно закреплены механизмы реализации социальных прав граж­дан, а также функционирует развитое гражданское общество, способное контролировать государственную власть.

Сущность современного понимания социального государства во многом определяется синтезом либерально-демократических идей и цен­ностей прошлого и современности и социалистического опыта.

Обобщая различные взгляды и мнения о сущности социального государства можно предложить следующее определение социального го­сударства. Социальное государство есть политико-правовая организа­ция, основанная на принципах формального равенства, свободы и со­циальной справедливости, на социальных правах и свободах человека и гражданина, законодательно закрепляемых, обеспечиваемых и га­рантируемых, прежде всего, юридическими гарантиями.

Литература:

  1. Мамут Л.С. Социальное государство с точки зрения права //Государство и право. 2011. № 7.- С. 5-11.

  2. Левашов В.К. Социализация государства -процесс, идущий через века //Социология. 2014. № 5. - С. 51-53.

  3. Тиксовский А.А. Государство правовое и социальное //Во­просы философии. 2014. № 6. - С. 141-144.