Евразийский
научный
журнал

Понятие и принципы криминализации как одного из направлений уголовной политики государства

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Саидов Адлан Мусаевич
Рубрика: Юридические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №11 2017»  (ноябрь, 2017)
Количество просмотров статьи: 1023
Показать PDF версию Понятие и принципы криминализации как одного из направлений уголовной политики государства

Саидов Адлан Мусаевич
студент 2-ого курса магистратуры
Чеченского государственного университета
E-mail: msaidov5@mvd.ru

Аннотация. В данной статье подробно рассмотрено и раскрыто понятие криминализации в контексте отправления уголовной политики государства. Также особое внимание уделено уголовной политике как таковой, ее принципам и механизмам воплощения.

Ключевые слова: криминализация, уголовная политика, государство.

Привлечение к уголовной ответственности за общественно опасные формы поведения вытекают из задач уголовного права и определяются правовой необходимостью защищать связи с общественностью посредством урегулирования неправомерного поведения уголовно-правовым методом.

Уголовно-правовой запрет является эффективным инструментом в уголовной политика только тогда, когда ее включение в механизм уголовно-правового регулирования является общественно необходимым и целесообразным, если данные аспекты адекватно отражены в уголовном законодательстве, так же, как и степень общественной опасности запрещенного деяния[1].

Правоведы трактуют понятие «уголовная политика» довольно различно, и по этому вопросу в науке уголовного права сложились две точки зрения. Согласно первой из них, эта концепция охватывает все, что нацелено на борьбу с преступностью, то есть с уголовной политикой связывают не только специальные, но и общие социальные меры[2]. Такой подход вряд ли можно принять. Действительно, уголовная политика связана с социальной политикой, притом органично, но у каждой из них свои цели и задачи. Уголовная политика включает разработку стратегии и тактики борьбы с преступностью, которая учитывает другие сферы социальной политики.

Согласно второму подходу, уголовная политика понимается как разработана общая линия, определяющая основные направления, цели и средства устранения преступности путем формирования и реформирования уголовного, уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного законодательства, что включает регулирование его применения, разработку и осуществление мер, направленных на предотвращение преступлений.

Фактически, уголовная политика не может быть ограничена только установлением и устранением уголовной ответственности за конкретные формы социально опасного поведения. Для решения задачи по борьбе с уголовными правонарушениями, государством использует набор инструментов и технологий, реализованных на различных направления, среди которых и оказываются уголовное право, процессуальное и уголовно-исполнительное. В то же время для целей проведения данного исследования, интерес представляет первое из перечисленные направления. Поскольку это уголовное право, политика должна быть признана доминирующей в содержании уголовной политики. Цели, средства и задачи составляют концептуальную основу уголовной политики[3].

Общим ее назначением считалось ликвидация преступности, но наиболее верно в настоящее время признать ее назначением минимизацию негативного воздействия преступности на общество. Эта цель может быть достигнута путем разработки теоретических концепций, направленных на противодействие совершению уголовных правонарушений, создание эффективного уголовного регулирования его применения. Средства достижения цели разнообразны и зависит от конкретных форм деятельность государства, уголовно-правового законодательства, с помощью которых происходит их регулирование, а также из сегмента социально-юридической реальности, воздействием на которую государство обеспечивает конкретные инструменты регулирования[4].

Литература:

  1. Яцеленко Б.В. Противоречия уголовно-правового регулирования. М., 1996. С. 168-169.
  2. Энциклопедия уголовного права. Т. 1. СПб., 2005. С. 9 (Авторы главы — Лесников Г.Ю., Лопашенко Н.А.).
  3. Тер-Акопов А.А. Уголовная политика Российской Федерации. М., 1999. С. 10-11.
  4. Коробеев А.И. Уголовная наказуемость общественно опасных деяний. Хабаровск, 1986. С. 7.