Срочная публикация научной статьи
+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru
Хаджибаева Нигора Хамитджановна
Старший преподаватель
кафедры «Промышленный дизайн»
ТГТУ им И.Каримова, Узбекистан, г.Ташкент
Термин «эргономика» (греч. ergon — работа, nomos — закон) обозначает науку о взаимодействии человека-оператора с машиной и средой, объединённых в единую эргатическую систему. Эргономика возникла на стыке технических наук, психологии, физиологии и гигиены труда.
Эргатическая система (ЭС) — это система «человек-машина», содержащая качественно разнородные компоненты — человека и технические средства — машины и механизмы, промышленные изделия.
Важнейший вопрос проектирования эргатических систем представляет собой строго научное разделение функций между оператором и машиной. Этого не может сделать ни психолог, ни физиолог, ни гигиенист, поскольку они не знают свойств машины требуемых характеристик всей системы. Это обязан сделать конструктор-разработчик вкупе с промышленным дизайнером, которые обладают знаниями эргономики, правильно
Классификация эргатических систем может быть проведена по ряду признаков. По основной целевой функции они делятся на: контрольные, управления, поисковые, восстанавливающие и обучающие эргатические системы.
По типу информационной модели ЭС делятся на:
1) ЭС с дифференциальной информационной моделью,
2) ЭС с интегральной информационной моделью.
Свойства ЭС определяются свойствами основных её звеньев, а именно, оператора и «машины». Составив сравнительный анализ, отметим некоторые из них, по которым оператор или машина превосходят друг друга при выполнении определённых функций.
Оператор превосходит «машину» в следующих функциях:
· обнаружении слабых световых и звуковых сигналов;
· восприятии, интерпретации и организации сигнальных образов различных модальностей;
· осуществлении гибких операций управления;
· хранении большого количества информации в течении длительного времени и её использовании в нужный момент;
· образовании индуктивных умозаключений;
· изменении показателей в результате обучения;
· формировании понятий и выработке методов;
· организации и объединении показаний входов, различных по модальности, по параметрам.
«Машина» превосходит человека-оператора:
· быстротой ответа на сигнал;
· способностью применять плавно и точно большую силу;
· выполнением повторных стереотипных действий и задач;
· хранением информации в сжатой форме и полным освобождением от ненужной информации;
· скоростью расчётов;
· способностью выполнять одновременно несколько различных функций.
В тоже время необходим учет некоторых общих правил разработки промышленного изделия:
1. При разработке ЭС необходимо применять системный подход, а именно:
а) выяснять взаимосвязи и свойства совокупности объектов, входящих в систему, в том числе и оператора;
б) создавать и применять такие системы, которые давали компромиссы между «машиной» — оператором — средой для оптимизации основной целевой функции всей системы («получить оптимальную систему из всех оптимальных звеньев невозможно»);
2. Несмотря на совместное выполнение функций оператором и «машиной», каждая из таких составляющих ЭС подчиняется в своей работе собственным, свойственным ей принципам и закономерностям;
3. Необходимо помнить, что оператор «не любит крайностей»: ему плохо работается как при дефиците, так и при избытке времени (информации), как при ярком освещении, так и в темноте и т. д.
4. Система должна быть сконструирована так, чтобы оператор мог непрерывно принимать участие в её функционировании на уровне, соответствующем его возможностям (низкий уровень интереса к работе и морального состояния оператора может быть связан с двумя причинами: когда аппаратура требует высокой квалификации от низкоквалифицированного оператора и, наоборот, низкой квалификации от высококвалифицированного оператора);
5. Максимальная автоматизация не всегда полезна; думающий оператор занимает центральное место в системе; поэтому задача состоит в том, чтобы показать, что система поддаётся высокой автоматизации, а в том, чтобы доказать, что она нуждается в ней; машина служит не для вытеснения и замены оператора, а для умножения его мощи и способностей.
Итак, мы дали определение понятиям Эргастическая система и ее классификация, рассмотрели свойства и сделали сравнительный анализ действий оператора и машины, пришли к некоторым общим компонентам и факторам без учета который не возможно создать конкурентоспособное, промышленное изделие, отвечающее всем требованиям эргономики.
Список использованной литературы: