Евразийский
научный
журнал
Заявка на публикацию

Срочная публикация научной статьи

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

Понимание сущности природы

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Топоривская Людмила Михайловна
Рубрика: Педагогические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №8 2016»  (август)
Количество просмотров статьи: 3795
Показать PDF версию Понимание сущности природы

Топоривская Людмила Михайловна,
воспитатель МБДОУ "Белоснежка"
Муниципальное образование город Ноябрьск,
e-mail: toporivskaya@mail.ru

Аннотация

В настоящее время, как никогда, остро стоит вопрос экологического воспитания дошкольников. Малыши восторгаются при виде цветка, бабочки, и в то же время могут бездумно раздавить бегущего по тропинке муравья. Как же приучить их беречь и охранять природу, все живое, окружающее нас? Сухомлинский считал необходимым вводить малыша в окружающий мир природы так,  чтобы каждый день открывал в нем что-то новое для себя, чтобы он рос исследователем, чтобы каждый его шаг был путешествием к истокам чудес в природе, облагораживал сердце и закалял волю.

«Встал поутру, умылся, привел   себя   порядок   -   

и   сразу  же приведи в  порядок  свою планету».

Экзюпери  «Маленький  принц»

Глобальный кризис окружающей среды привел к тому; что экологические проблемы стали центром внимания научных исследований, общественных организаций и средств массовой информации. Вместе с тем массовое движение за чистоту окружающей среды привело к некоторой девальвации понятия «Экология». Обратимся к словарю: «Экология-греч, экос - дом, жилище, родина; логос - учение. Иначе говоря, экология - наука о Доме - Родине. Насколько это глубже того содержания, которое мы вкладываем в традиционное «экологическое воспитание!» Сегодня наш общий Дом в опасности. Двадцать лет назад произошла страшная катастрофа в Чернобыле, а последствия ее сказываются до сих пор. Более того, появляются новые зоны экологического бедствия. В земле, воде, воздухе, обнаруживают токсичные вещества, от пожаров гибнут леса, под воздействием рук человека ручьи и даже реки, идет варварское уничтожение золотого запаса жизни - инофонда редких животных. Остановить опасность, уберечь общий Дом от катастрофы может только человек. Но ведь природа - какое-то символическое богатство. Это, прежде всего, труд десятков и сотен поколений, поливших потом родную землю и передавших ее своим потомкам.

«Природа - богатство материальное, и без него, если оно по какой-либо причине оскудеет и обеднеет, мы станем беднее в буквальном смысле».

Наша задача - вырастить и воспитать такого защитника, обогатить его знаниями, научить быть милосердными, любить и беречь свою землю, по-хозяйски распоряжаться ее  богатствами.

Природа оказывает огромное влияние на формирование личности, ее умственное, нравственное, эстетическое, трудовое и физическое воспитание. Взрослые, вспоминая свое детство, невольно думают о речке, в которой купались, о лесе, где впервые услышали пение птиц, о полянке, на которой собирали землянику. К сожалению, наши дети сегодня лишены многих невосполнимых богатств и сокровищ. Везде человек приложил свою "хозяйственную руку". Радиационные дожди, плоды, покрытые ядохимикатами, обмелевшие реки, превратившиеся в болота моря, уничтоженные за ненадобностью животные - вот наше наследство. И сейчас, если только всем миром осознаем то, что мы на краю гибели и упорно будем восстанавливать, залечивать, выращивать добро, искоренять зло, то, может быть, природа вновь поверит нам, улыбнется солнышком, прольется живительными дождями.

В этой борьбе за будущее человечества важное место занимаем мы, педагоги. Какими вырастут наши дети, зависит от нас. Мы должны научить детей не только брать от природы, но и заботиться о ней, охранять и приумножать ее богатства.

Сложна задача на исходе двадцатого, переломного в истории человечества века, говорить о бережном отношении и любви к живой природе, потому что весь поступательный ход развития современного общества сходится на всемерном развертывании наступления цивилизации. Речь может идти лишь о том, чтобы не губить естественной жизни вокруг нас, чем этого требует претворяемый в жизнь план очередного строительства города, плотины, автострады, завода. Стараться, где можно, хоть на клочках, сохранять естественные условия, при которых могли бы еще какое-то время жить те или иные дикие животные и растения, и проникнуться симпатией и сочувствием к тем, кто уже не может существовать самостоятельно,   если  человек  не  поможет  и  не  защитит.

Берегите  эти земли, эти воды
Даже  малую  былиночку любя,
Берегите всех зверей природы,
Убивайте  лишь   зверей внутри себя!
                                      Е. Евтушенко.

Что   же   знают   наши   дети   о   природе?   Каково   их   отношение   к   ней? Непонимание   ребенком   взаимосвязей   между   живым  и   неживым   в   природе, неумение     объяснить     свои     наблюдения,      сделать     правильнее     выводы ведет   к  нарушениям  экологических  норм  и   законов.

Иногда возникает ощущение, что дети относятся к живым объектам природы, как к неодушевленным предметам. Еще большую тревогу вызывает равнодушие, которое проскальзывает в вы­сказываниях ребят.

- Почему у вас  в  аквариуме  нет рыбок? - Они    сдохли – отвечают без энтузиазма и тени волнения    дети пятилетние  дошкольники.

- Зачем  ты ломаешь кусты? -  А их здесь  много.

Откуда у эмоционального отзывчивого ребенка столько холодности и безразличия? Не от нас ли взрослых? Ведь порой педагог являет сам пример экологического бескультурья: сломал ветку и отмахивается от комаров, видит, что дети качаются на деревьях и равнодушно отворачивается. Пример воспитателя оказывает решающее влияние на воспитание у детей эстетического чувства знаний о природе, умения находить   в   природе   красивое  и  наслаждаться  им.

Владея необходимыми знаниями и умениями, а также методами работы воспитатель, любящий природу, сумеет ее помочь всестороннему  развитию ребенка.

Основная задача в умственном воспитании - образование у ребят знаний о неживой природе, о растениях, животных и простейших, доступных чувственному восприятию детей, связях между объектами и явлениями  природы.

Для развития мышления и формирования миропонимания нужно знакомить детей с предметами и явлениями природы, приучать их искать объяснения наблюдаемых явлений и подводить детей к осознанию связей и отношений между ними. Приучать наблюдать, т.е. сосредотачиваться на явлениях природы, мы тем самым развиваем внимание детей, которое находится в тесной связи с общим умственным развитием и является существенным условием «готовности детей  к  обучению».

Интерес к природе необходимо воспитывать. Экологическое воспитание дошкольников осуществляется успешнее, если в работе с детьми делаются надлежащие акценты:

  • показать дошкольникам два мира природы. Один - саморазвивающийся, независимый от человека и его деятельности. Мир естественной (дикой) природы: леса, степи, тундры, реки, озера и т.д. Другой - мир культурной природы, созданный людьми, поддерживаемый их трудом: сельскохозяйственные угодья (поля, са­ды), животноводческие  фермы, парки и пр.

  • сформировать у детей понимание: каждое живое существо (растение, животное) продолжает свою жизнь, растет, развивается, если для этого имеются все необходимые условия (влага, тепло, свет, почва для растений, корм, вода, необходимая температура, убежища для животных. Условия нарушаются - растения, животные гибнут);

  • показать, как человек использует культурную природу собирает урожаи зерна, овощей, фруктов, разводит домашних животных, цветы, для отдыха разбивает парки и скверы. Все использованное восстанавливает труд людей;

  • показать, что человек пользуется дарами дикой природы: собирает грибы, ягоды, отдыхает в лесу, купается в реке, наслаждается красотой природы;

  • продемонстрировать, что в природе все взаимосвязано. Хищники не могут жить без мелких растительноядных животных, последние в свою очередь питаются растениями. Растения произрастают только при наличии факторов внешней среды. Нарушение одного звена в цепочке может вызвать гибель всех живых существ.

  • рассказать, как человек заботиться о дикой природе, бережет леса от пожаров, насаждает новые; подкармливает диких жи­вотных, создает заповедники.

Формирование экологической культуры в дошкольном возрасте лишь начинается. Однако, несомненно: первые крупицы экологических знаний необходимы, они помогут детям правильно ориентироваться в окружающей действительности понимать ее, но главное - положат начало осознанному отношению к природе. Важный аспект экологического воспитания дошкольников - развитие гуманного чувства к природе. Задача воспитателей - создавать ситуации, в которых у ребят могут возникнуть радость от общения с природой, чувство глубокого удовлетворения от увиденной красоты, желание продлить или повторить наслаждение, полученное от созерцания красивого пейзажа от содержательной прогулки по лесу. Ведь именно в летнюю пору можно в полной мере наблюдать взаимосвязь живых организмов в природе и даже проследить ее цепочку из нескольких звеньев.

Например, с детьми средней, младшей группы эта работа проводится на участке. Воспитатель учит их различать бабочку, стрекозу, комара, муравья, жука. Малыши наблюдают, как насекомые летают, ползают, бегают. Особенно привлекательны бабочки. И здесь педагог обращает внимание ребят на красоту яркой окраски, порхание с одного цветка на другой, напоминает, что бабочки пьют сок из цветов. Они всегда летают там, где много цветов, поэтому их лучше не рвать. Внимание детей обращается на то, что получается: мы со­рвем цветы. Цветов не будет. Не будет и бабочек. Мы не сорвем цветы. Цветы растут и бабочки живут.

Так раскрывается первая крупица экологических связей в природе, показывается цепочка из трех звеньев, где первое звено - человек.

А старшим дошкольникам есть возможность показать: Лес - это все равно, что большой дом, где скопилось множество жильцов. Жить друг без друга они не могут. В лес ходят только в гости, чтобы познакомится с его жильцами, полюбоваться ими, прислушаться и присмотреться к ним. Это незыблемые лесные правила поведения.

На прогулках в лесу важно обращать внимание на всех его обитателей: на птиц и насекомых, на большие деревья и кустарники, на травы и грибы. Используя конкретную обстановку можно организовать самые различные наблюдения. Здесь можно сравнивать состав трав в лесу и на открытом месте (на поляне, лугу). Показать, что каждое живое существо в этих условиях приспособлено к самостоятельной (без помощи человека) жизни. Важно, чтобы старшие дошкольники поняли, что человек может по-разному воздействовать на лес: плохо, если нарушает условия жизни его обитателей, загрязняет их среду обитания; хорошо, если не делает ничего плохого, а наоборот, помогает лесу - охраняет муравейники, подкармливает птиц и диких зверей, делает лесопосадки. Показывая детям, что и как надо наблюдать у животных и растений, обращая их внимание на внешний вид, движения, повадки, воспитатель формирует не только знания о природе, но и отношение детей к ней. В непосредственном соприкосновении с природой, вместе с наблюдательностью, развивается и любознательность.

И. П. Павлов считал любознательность как исследовательский рефлекс, характерной особенностью человека. У детей дошкольного возраста этот рефлекс ярко проявляется в бесконечных вопросах: что это? почему? Удовлетворяя любознательность детей, нужно привлекать их к решению различных вопросов. Самостоятельные дела и поступки детей, охотно выполненные по предложению взрослого - это уже критерий оценки экологической культуры.

Красота природы не оставляет равнодушным даже самых маленьких. Знакомя детей с природой, надо обращать внимание на шум леса, журчание ручья, пение птиц, форму и окраску листьев, запах цветов, движение животных. Необходимо, чтобы дети научились чувствовать прекрасное с тем, чтобы в дальнейшем сумели воспринимать мир во всей его красоте и многообразии. Приобретенное в детстве умение видеть и слышать природу такой, какая она есть в действительности, вызывает у детей глубокий интерес к ней, расширяет их знания, способствует формированию характера и интереса.

Наблюдая за детьми своей группы, я каждый раз убеждаюсь, что радость общения с природой делает их жизнь эмоционально богаче. Чтобы мои воспитанники в дальнейшем, во взрослой жизни могли черпать в природе вдохновение и силу, любовь и мудрость, нужно учить их бережно и чутко относиться к растениям и животным, заботиться о них. Поэтому я стараюсь в прогулку детей включать разнообразные трудовые действия в природе. К нашим делам стараемся приобщать и родителей. Ведь семейные походы, разговоры по душам способствуют духовному родству взрослых и детей, укрепляют семью, служат более тесному взаимоотношению. Я убеждаюсь в этом на собственном опыте. Ведь все мы мечтаем, чтобы Дети выросли добрыми, чуткими, ласковыми и внимательными ко всему живому на земле.

Иной раз не нужно специально уделять время ребенку. Можно готовить обед и разговаривать о «секретах» овощей, обратить внимание на их окраску, форму, рассказать, чем полезен каждый из них.

Старайтесь развивать у детей фантазию и воображение: так дети учатся удивляться загадкам природы и задумываться над ними, начинают сами искать сходство новых для себя предметов со знакомыми. А как интересно живут наши дети! Часто, мы, взрослые, занятые своими делами и мыслями, не обращаем внимания на малыша, который присел и внимательно разглядывает что-то в траве, а то замер, услышав пение птиц. Остановитесь рядом с ребенком, улыбнитесь вместе с ним жучку, который медленно ползет по листу, прислушайтесь к разговору речки - говорушки, рассмотрите мокрые камешки, вихрь осенних листьев.

Часто мы ходим в походы, в которых дети стали физически сильнее и выносливее.

Горе нам, если мы не научим детей любить, щадить природу, любоваться ею.

А для этого надо делать все возможное: подавать пример доброго отношения ко всему живому, постоянно обогащать ребенка знаниями, впечатлениями.

Перед воспитателями ставятся следующие задачи.

  • Приучать ребенка не рвать без необходимости цветы, не ломать кустарники, не портить деревья.

  • Учить ребят бережно относиться к насекомым, птицам, животным. При  необходимости оказывать им помощь.

  • Систематически объяснять детям взаимосвязь природы и человека. Учить замечать красоту окружающей природы.

Привлекая детей к тесному общению с природой, к познанию мира растений и животных, мы, взрослые способствуем активному развитию у детей таких качеств, как доброта, терпение, трудолюбие и милосердие. Эти черты, заложенные в раннем возрасте, прочно войдут в характер человека, станут его основой. Тогда можно быть спокойным за природу и - молодое поколение.