Евразийский
научный
журнал

Полномочий прокурора по надзору за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Эльмурзаев Рамзак Хасейнович
Рубрика: Юридические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №4 2017»  (апрель, 2017)
Количество просмотров статьи: 1039
Показать PDF версию Полномочий прокурора по надзору за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия

Эльмурзаев Рамзак Хасейнович
Магистрант направления 40.04.01 "Юриспруденция"
ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет»

Проанализировав различные точки зрения ученых, диссертант приходит к выводу о необходимости формулирования в Федеральном законе «О прокуратуре Российской Федерации» отраслевых задач прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия, поскольку эти задачи должны быть едиными и не могут зависеть от формы предварительного расследования. По мнению диссертанта, предлагаемое изменение законодательства даст возможность сформировать основу правового регулирования надзорной деятельности прокурора, будет способствовать стабильности и устойчивости исследуемых полномочий, позволит избежать их произвольного и непоследовательного корректирования.

По результатам проведенного исследования нами предложено следующее определение полномочий прокурора.

Полномочия прокурора по надзору за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия — это определенная уголовно-процессуальным законодательством РФ система прав и обязанностей прокурора, обусловленная целями и задачами, которые поставлены перед прокуратурой как государственным органом, и позволяющая прокурору в полной мере реализовать свое назначение в досудебном производстве -эффективно предупреждать, выявлять и устранять нарушения уголовно-процессуального закона, допускаемые со стороны органов предварительного следствия. При этом права прокурора в данной системе носят властный характер, полностью определяются кругом общих обязанностей, возложенных на прокуратуру государством в досудебном производстве, и должны быть осуществлены при определенных законом обстоятельствах.[1]

Из данного определения вытекает, что исследуемым полномочиям присущ ряд характерных особенностей:

-все они находятся в органической связи между собой, обуславливают и дополняют друг друга;

-полномочия носят властный, распорядительный характер и реализуются путем принятия волевых решений;

-по своему назначению представляют собой «некий продукт слияния» субъективных прав и юридических обязанностей, которые, сочетаясь в рамках компетенции, в то же время сохраняют относительно самостоятельный характер;

-они реализуются в рамках уголовно-процессуальных отношений, субъективному праву прокурора корреспондирует соответствующая юридическая обязанность следователя или руководителя следственного органа. Причем для этих процессуальных отношений специфично, что выразителем властного начала является лишь один субъект — прокурор, хотя оба субъекта — прокурор и следователь — являются представителями власти;

-использование этих полномочий позволяет предупреждать, оперативно выявлять и устранять нарушения законов. Полномочия прокурора учитывают особенности нарушений закона, которые в силу своих опасных и часто необратимых последствий должны быть устранены незамедлительно;

-данные полномочия применяются непосредственно, свои требования прокурор обращает к субъектам расследования преступлений;

-они позволяют осуществлять надзор постоянно, непрерывно и независимо от внешних поводов (инициативно), что обусловлено спецификой задач соблюдения законности в практике расследования преступлений, повышенной вероятностью нарушения прав и свобод человека и гражданина при расследовании уголовных дел.[2]

В силу надзорного характера исследуемых полномочий к ним применимы разработанные теорией прокурорского надзора общие требования достаточности, разнообразия, действенности и эффективности.

Выработав определение понятия «полномочия прокурора по надзору за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия», определив его правовую природу, выявив характерные свойства этих полномочий, а также установив требования, которым должны соответствовать такие полномочия, диссертант предпринимает попытку исследовать проблемы и нерешенные вопросы прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия.

Литература:

  1. Спирин, А.В. Спор между прокурором и следователем в суде недопустим / А.В. Спирин // Юридическая наука и правоохранительная практика. — 2013. —  4. — С. 63-69.
  2. Спирин, А.В. О необходимости предоставления прокурору права давать указания следователю / А.В. Спирин // Вестник Московского университета МВД России. — 2014. —  6. — С. 153-156.