Евразийский
научный
журнал

Политика формирования ЕАЭС

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Глушакова Евгения Анатольевна
Рубрика: Экономические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №4 2017»  (апрель, 2017)
Количество просмотров статьи: 1605
Показать PDF версию Политика формирования ЕАЭС

Глушакова Евгения Анатольевна
Магистр ГУУ, Россия, г. Москва
E-mail: e.a.glushakova@gmail.com

Научный руководитель: Зиньковская Н,В.
к.э.н., профессор.
Кафедра Международного производственного бизнеса ГУУ
Россия, г. Москва

Аннотация. В статье проведен анализ формирования Евразийского экономического союза, определены основные характеристики политических интеграций. Рассмотрены концептуальные основы и правовая база формирования Евразийского экономического союза

Ключевые слова. Политическая интеграция, концепция, Таможенный союз, Евразийский экономический союз, единое экономическое пространство, договорно-правовая база, международный договор.

Полити́ческая интегра́ция (англ. Political Integrati) — процесс сближения двух или более политических структур, направленный в сторону взаимного сотрудничества. В более узком смысле это формирование некоторого целостного комплекса политических систем на межгосударственном уровне.

Результатом такой интеграции может служить объединение этих структур. Для этого необходимо наличие как формальных, так и неформальных институтов для совместного решения каких-либо вопросов. Предполагается, что в интегрируемом сообществе повышается уровень трансакций между участниками интеграции и возрастание общности интересов и ценностей. [1]

Процесс интеграции позволяет добиться максимальной взаимной выгоды с минимальными издержками для всех субъектов, которые в нем участвуют. Но при этом интеграция требует значительной подготовки всех субъектов к этому процессу, а также хорошего качества управления ими.

При создании новых политических интеграций следует снижать влияние предыдущего состояния, которое может существенно замедлить процесс интеграции, а значит предпосылкой этого процесса является дезинтеграция, которая освобождает субъекты от прежних стереотипов. [6]

Существуют две основные формы политической интеграции, а именно: внутригосударственная и межгосударственная. Следует учитывать, что внутри каждой из таких форм может происходить интеграции на более низких уровнях.

В современном мире государство является главным регулятором функционирования границ, их барьерности/контактности в отношении различных процессов. Основными категориями, традиционно применяемыми для описания всего спектра регулятивных практик органов государственной власти, служат понятия «внутренней» и «внешней» политики. Длительное общее употребление этих понятий способствовало значительному размыванию их дефиниций, содержание которых зачастую воспринимается как нечто интуитивно очевидное. Препятствием на пути подобной эрозии понятий внешней и внутренней политики может быть только постоянное эксплицирование и уточнение критериев их различения. Одним из главных критериев различения сфер внутренней и внешней политики следует считать расположение её объектов в политико-правовом пространстве, т.е. в пределах или вне пределов суверенитета данного государства, которые, в свою очередь, в основном совпадает с границами государственной территории. [1]

Процесс интеграции позволяет добиться максимальной взаимной выгоды с минимальными издержками для всех субъектов, которые в нем участвуют. Интеграция требует существенной подготовки всех субъектов к этому процессу, а также хорошего качества управления ими.

При создании новых политических интеграций следует снижать влияние предыдущего состояния, которое может занчительно замедлить процесс интеграции. Поэтому предпосылкой этого процесса является дезинтеграция, которая освобождает субъекты от прежних стереотипов. [3]

Применительно к международно-правовой концепции ЕАЭС нельзя исходить из того, что речь идет о создании традиционной международной межправительственной организации. Понятие «международной организации региональной экономической интеграции», которое использовалось авторами учредительного договора ЕАЭС, в отличие от «сообщества» не так прямолинейно ассоциируется с концепцией наднациональности, восприятие которой в государствах-членах ЕАЭС нельзя рассматривать как абсолютно благожелательное по различным, в том числе политическим причинам. Несмотря на то, что в средствах массовой информации и в выступлениях государственных и политических деятелей, а также руководителей ЕАЭС, довольно часто используется «наднациональная риторика», можно смело утверждать, что концептуальное содержание «наднациональности» в этом случае сильно отличается от первоначальной концепции «наднациональности» Европейских сообществ.

Что касается концепции «международных организаций региональной экономической интеграции», то она получила развитие и в международной договорной практике, и в доктрине международного права. Более того, можно утверждать, что ее использование в евразийской экономической интеграции позволит совместить две коллидирующие в интеграционных процессах доктрины — государственного суверенитета и автономной компетенции международной межправительственной организации в интересах экономического развития объединившихся в ЕАЭС государств и благосостояния их народов. Данная концепция, как представляется, делает упор не на безусловной субординации государств международной организации, а на разумном и сбалансированном распределении компетенции между ними в вопросах международно-правового регулирования общего рынка и согласованных политик.

Одним из наиболее значимых итогов заключения договора об учреждении ЕАЭС и реализации в нем концепции «международной организации региональной экономической интеграции» явится формирование нового правового феномена — права Евразийского экономического союза, который будет создавать условия для реализации целей и задач евразийской интеграции. Для более полного понимания концепции «права ЕАЭС», которая сформулирована в ст. 6 учредительного договора ЕАЭС, следует обратиться к формированию ее истоков и эволюции в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства, которые были предшественниками Союза. [4]

Основы Таможенного союза между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Российской Федерацией были сформулированы 6 января 1995 г., когда главы государств подписали в Минске Соглашение о Таможенном союзе между Российской Федерацией и Республикой Беларусь, а 20 января того же года к данному Соглашению присоединилась Республика Казахстан. В 1996 г. к данным Соглашениям присоединилась Кыргызская Республика, а в 1999 г. — Республика Таджикистан. [5]

В дальнейшем, правовая база Таможенного союза была дополнена такими соглашениями, как: Договор об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях (1996 г.), Договор о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве (1999 г.) и рядом иных. 10.10.2000 г. в Астане был подписан Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС), международной организации, поставившей в ст.2 своей целью эффективное продвижение процесса формирования его государствами-членами Таможенного союза и Единого экономического пространства, а также реализации других целей и задач, определенных в ранее упомянутых соглашениях о Таможенном союзе, Договоре об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях и Договоре о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве, в соответствии с намеченными в указанных документах этапами. [2]

Договор о создании единой таможенной территории и формировании таможенного союза от 6 октября 2007 г. явился учредительным (базовым) международно-правовым актом, определяющим основы взаимодействия государств-участников (Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан) в процессе формирования таможенного союза. В этот же день был подписан Договор о Комиссии Таможенного союза, которым был учрежден единый постоянно действующий регулирующий орган Таможенного союза.

9 декабря 2010 г. три государства-члена ТС подписали 17 документов по созданию Единого экономического пространства (ЕЭП), среди которых был План действий на 2010-2011 годы по формированию ЕЭП трех государств, предусматривавший разработку и подписание в течение двух лет, к 1 января 2012 года, двадцати международных договоров, обеспечивающих создание ЕЭП. Весь пакет документов, формирующих ЕЭП, ратифицирован сторонами и вступил в силу для государств-участников с 1 января 2012 года. Наконец, 18 ноября 2011 г. тремя государствами-членами ТС был заключен Договор о Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), которая сменила Комиссию ТС. ЕЭК учреждена как единый постоянно действующий регулирующий орган ТС и ЕЭП.

В тот же день президенты государств-участников ТС и ЕЭП подписали документ, открывающий следующий этап интеграции. Речь идет о Декларации Евразийской экономической интеграции, которая заявляет о переходе с 1 января 2012 года к следующему этапу интеграционного строительства — ЕЭП, основанному на нормах и принципах Всемирной торговой организации (ВТО) и открытому на любом этапе своего формирования для присоединения других государств. Конечная цель данного этапа — создание к 2015 году Евразийского экономического союза (ЕАЭС), была успешно реализована.

В рамках Таможенного союза Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан (ТС) была сформулирована концепция договорно-правовой базы таможенного союза, т.е. совокупности международных договоров, заключенных между государствами-участниками, реализация которых создает таможенный союз.

В практике ТС все международные договоры, составляющие договорно-правовую базу — были разделены на три большие группы:

1) международные договоры, действующие в рамках ЕврАзЭС (всего 13 международных соглашений);

2) международные договоры, направленные на завершение формирования договорно-правовой базы Таможенного союза (38 международных соглашений);

3) иные международные договоры (42 международных соглашений).

Указанная классификация основана на положениях Протокола о порядке вступления в силу международных договоров, направленных на формирование договорно-правовой базы таможенного союза, выхода из них и присоединения к ним, принятого 6 октября 2007 года. В нем устанавливалось, что Высший орган таможенного союза определяет перечень международных договоров, составляющих договорно-правовую базу Таможенного союза.

После учреждения Единого экономического пространства (далее — ЕЭП) в решении Коллегии Евразийской экономической комиссии (далее — ЕЭК) от 12 апреля 2012 г. были уточнены основные параметры договорно-правовой базы ТС и ЕЭП. В указанном решении перечислены департаменты ЕЭК, ответственные за мониторинг хода реализации соглашений, формирующих нормативно-правовую базу Таможенного союза и Единого экономического пространства. В указанном документе указаны уже четыре группы соглашений:

1) международные договоры, направленные на завершение формирования договорно-правовой базы Таможенного союза (29 международных соглашений),

2) перечень международных договоров, предусмотренных Планом мероприятий по введению в действие Таможенного кодекса Таможенного союза (16 международных соглашений)

3) иные международные договоры Таможенного союза (23 международных соглашения)

4) международные договоры по формированию Единого экономического пространства (17 договоров).

В отличие от перечня, составленного Таможенным Союзом, из рассматриваемого были исключены международные соглашения, действующие в ЕврАзЭС. [7]

В статье 6 учредительного договора ЕАЭС приводится описание права ЕАЭС, а это позволяет сделать вывод, что его авторы преодолели узость концепции «договорно-правовой базы» интеграции. В статье установлено, что право Союза составляют как международные договоры: учредительный договор Союза, международные договоры в рамках Союза, международные договоры Союза с третьей стороной, так и акты вторичного порядка, а именно международно-правовые акты, принимаемые органами ЕАЭС. К ним относятся: решения и распоряжения Высшего Евразийского экономического совета, Евразийского межправительственного совета и Евразийской экономической комиссии, принятые в рамках их полномочий, предусмотренных учредительным договором и международными договорами в рамках Союза. [8]

Библиографический список

  1. Договор о Евразийском экономическом союзе (Подписан в г. Астане 29.05.2014г.) (ред. от 08.05.2015г.)
  2. Баймурзин Л.Я. Таможня и ее последствия- М.: ФИНАНСЫ и статистика, — 2011- 450с.
  3. Дмитров Р.П. Таможенный союз — Мн.: ПКФ «Экаунт», — 2013. — С.150.
  4. Цыганков П.А. Теория международных отношений. М.: Гардарики, 2006. 590 с.
  5. Яковлев А.А. Таможня: вчера, сегодня, завтра. // ФИНАНСЫ. — 2012. —№ 8 С.40—42
  6. http://eaeunion.org/
  7. http://www.eurasiancommission.org/