Евразийский
научный
журнал

«Поисково-исследовательская деятельность детей, как средство интеллектуального развития дошкольников»

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Горюнова Светлана Николаевна
Рубрика: Педагогические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №1 2017»  (январь, 2017)
Количество просмотров статьи: 1309
Показать PDF версию «Поисково-исследовательская деятельность детей, как средство интеллектуального развития дошкольников»

Горюнова Светлана Николаевна
E-mail: limynvar@mail.ru

«Самое лучшее открытие — то, которое ребенок делает сам»

Ральф У. Эмерсон

Китайская пословица гласит: «Расскажи — и я не забуду, покажи — и я запомню, дай попробовать — и я пойму».

Усваивается все крепко и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение поисково-исследовательской деятельности детей в практику моей работы. Становление у ребенка образа мира начинается благодаря тем впечатлениям, которые он получает в первые годы жизни. Вначале через взрослого и общение с ним, а затем через самостоятельное освоение новых форм деятельности ребенок все больше познает окружающее. Малыш познает мир на эмоционально-чувственной, ориентировочной основе, по-своему, по-детски, в первую очередь, усваивая лишь то, что лежит на поверхности и доступно его пониманию.

randomdeti_1.png

Однако педагогу необходимо учитывать, что первые знания становятся стержневыми, сохраняя свою значимость и в будущем. Поэтому интеллектуальное развитие маленького ребенка не следует понимать упрощенно. В первый период жизни он не только накапливает впечатления, но и расширяет чувственный опыт, учится ориентироваться в окружающем мире. У него постепенно начинает формироваться система знаний, которые, образно говоря, как бы раскладываются по полочкам. Упорядочивание это во многом зависит от воспитателя, который руководит отбором содержания, выбором методов развития познавательной деятельности. Любой ребенок «заполнен» собственным опытом, который и определяет характер его интеллектуальной активности в тех или иных конкретных ситуациях. Учитывая, что современный этап развития социума характеризуется огромным потоком информации различного уровня, а малыш открыт изменяющемуся миру, вольно или невольно впитывая не всегда полезную информацию, необходимо определить, каким должно быть содержание знаний для детей дошкольного возраста. Процесс познания — творческий процесс и задача воспитателя — поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые условия для этого. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей, проводимые эксперименты с различными материалами и предметами (вода, снег и лед, песок, магниты, стекло, воздух и т.п.) предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему. Познавательная деятельность понимается нами не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний,

randomdeti_2.png

Важнейший вид поисковой деятельности — экспериментирование. Одно из направлений детской экспериментальной деятельности — опыты. Они проводятся как на занятиях, так и в свободной самостоятельной и совместной с воспитателем деятельности. Опыт — это наблюдение за явлениями природы, которое производится в специально организованных условиях. Познавательная задача эксперимента должна быть ясно и четко сформулирована. Ее решение требует анализа, соотнесения известных и неизвестных данных. В ходе опыта дети высказывают свои предположения о причинах наблюдаемого явления, выбирают способ решения познавательной задачи. Благодаря опытам у детей развиваются способности сравнивать, сопоставлять, делать выводы, высказывать свои суждения и умозаключения. Огромное значение имеют опыты и для осознания причинно-следственных связей.

Если учесть, что детская экспериментальная деятельность пронизывает все виды деятельности дошкольников и игровую в том числе, значит, не требуется никаких дополнительных усилий и затрат.
Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, заложена генетически и является одним из главных и естественных проявлений детской психики. В основе мотивации экспериментальной деятельности дошкольников лежит жажда познания, стремление к открытиям, любознательность, «потребность в умственных впечатлениях», и задача взрослых удовлетворить эти потребности детей, что в свою очередь приведет к сохранению их здоровья и не только интеллектуального, но и эмоционального, физического, духовного. Поэтому она должна занять достойное место в жизнедеятельности детей, как в дошкольном образовательном учреждении, так и в семье.