Евразийский
научный
журнал
Заявка на публикацию

Срочная публикация научной статьи

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

Планирование как основа повышения эффективности государственно-частного партнерства

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Жердев Роман Александрович
Рубрика: Экономические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №11 2015»  (ноябрь 2015)
Количество просмотров статьи: 2658
Показать PDF версию Планирование как основа повышения эффективности государственно-частного партнерства
Жердев Роман Александрович

Аспирант СПБ ГЭУ, Россия, г. Санкт-Петербург

Научный руководитель: Сергеев Олег Елизарович
к.м.н.,  профессор кафедры рекреации и туризма, СПБ ГЭУ,
Россия, г. Санкт-Петербург

АННОТАЦИЯ
Формирование стратегии развития государственно-частного партнерства необходимо для эффективного и рационального планирования и использования ресурсов. Планирование эффективной и рациональной экономической деятельности реализуется посредством создания рынка проектов государственно-частного партнерства.

Современная социально-экономическая ситуация, претерпевающая последствия финансово-экономического кризиса, а также внешнеполитических и внешнеэкономических давлений, требует не только своевременного и равнозначного ответа вопросы экономической разбалансировки, но и активизации усилий всех участников национальной экономики. Посредством напряжения совместных усилий можно преодолеть период экономической нестабильности и приобрести конкурентные преимущества на мировой и экономической арене.

Вовлечение в экономический процесс новых игроков, а, следовательно, дополнительных инвестиций, трудовых ресурсов, интеллектуального капитала, способно подтолкнуть развитие экономики, вызвав кумулятивный и синергетический эффект. Данный эффект будет способствовать все большему развитию национальной экономики, которая сможет сменить вектор развития с ресурсоориентированной модели на модель комплексного развития экономики. Данное направления развития различных сфер экономики, а не только первичного (добывающего) сектора, благоприятно отразится на социально-экономическом развитии страны, что обеспечит развитие рынка труда, рынка образования, здравоохранения, а также других отраслей экономики, что приведет к увеличению общего экономического результата страны.

С 2016 года вступает в силу федеральный закон №224 о государственно-частном партнерстве (ГЧП) [1], который свидетельствует о большой заинтересованности со стороны публичной власти в привлечении новых участников и дополнительных инвестиций. Данный закон преследует не только экономические выгоды, но и делает ставку на улучшение инвестиционного, социального, политического климата в регионах, что будет положительно отражаться на экономической привлекательности регионов и страны в целом.

Механизм отбора проектов ГЧП, а также участников реализации данных проектов, направлен на обеспечение эффективности и прозрачности расходования государственных средств. Данный механизм основывается на логике конкурсных процедур, при которых победителем признается участник предложивший лучшие условия реализации проекта, а также наименьшую цену.

Весь механизм отбора участников и проектов преследует цель повышения бюджетной эффективности, но для формирования модели экономики, основанной на принципах государственно-частного партнерства, необходима четкая и последовательная стратегия развития, наряду с общегосударственными социально-экономическими Стратегиями [2], [3], где государственно-частному партнерства уделяется повышенное внимание, которая будет ориентирована на формирование и развитие рынка проектов государственно-частного партнерства, что будет способствовать более детальной проработке проектов, экономическому осмыслению, а также эффективному расходованию средств.

Данная стратегия должна основываться на общегосударственных Стратегиях развития национальной экономики, и способствовать реализации заложенных в Стратегиях задач, решение которых будет отражаться в проектах государственно-частного партнерства.

Рынок проектов государственно-частного партнерства, к которому будут иметь доступ все заинтересованные лица, посредством публичного опубликования планов развития отраслей, секторов, сфер экономики на основе ГЧП, даст новый инновационный, современный, конъюнктурно ориентированный на потребности экономики вектор развития.

Стратегия ГЧП позволит участникам планировать свою деятельность таким образом, чтобы наиболее полно и эффективно отвечать поставленным задачам, что приведет к инновационному развитию секторов экономики. Поскольку для своевременного и рационального использования имеющихся ресурсов, необходимых для решения поставленных проектами ГЧП задач требуется научный, инновационный, маркетинговый подходы, позволяющие определить тенденции развития экономики в целом.

Формирование рынка проектов ГЧП будет способствовать внедрению новых технологий, методов управления, а также экономии ресурсов.

При этом размещение планов реализации ГЧП проектов в открытом доступе будет способствовать транспарентности проводимых процедур, а также будет способствать формированию положительного мнения со стороны населения посредством проведения общественного контроля.

Механизм формирования рынка проектов ГЧП посредством планирования (стратегического и тактического) совместной деятельности государственной власти и частного сектора выглядит следующим образом: стратегия развития ГЧП представляет собой те экономико-социальные направления, для реализации которых необходимо привлечение частного сектора. На основе стратегии и бюджетного законодательства детализируются цели и задачи, которые должны быть достигнуты при реализации проектов ГЧП. Детализированные проекты должны сформировать базу проектов ГЧП, к которой будут иметь доступ все заинтересованные лица. В зависимости от сложности проекта, длительности, иннновационности представители частного бизнеса будут рассчитывать свои возможности для реализации данных проектов.

Вовлечение частного предпринимательского сектора в государственно-частное партнерство посредством реализации стратегии, позволит частному сектору более активно развиваться, имея гарантию финансирования и государственной поддержки проекта на протяжении всего срока реализации, а также будет способствовать повышению ответственности бизнеса перед государством и обществом, а государственным органам позволит внимательнее контролировать расходование ресурсов, а также деятельность участников проекта ГЧП. Такое взаимодействие государства и бизнеса, основанное на принципах прозрачности, долгосрочности (среднесрочности), ответственности окажет положительное влияние на социально-экономическое развитие страны.











Использованная литература:

  1. Федеральный закон от 13.07.2015 N 224-ФЗ "О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

  2. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р (ред. от 08.08.2009) <О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года> (вместе с "Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года").

  3. "Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года" (разработан Минэкономразвития России).