Евразийский
научный
журнал

Перспективы развития взаимодействия семьи и ДОО в рамках приграничного сотрудничества России и Норвегии

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Зубова Оксана Сергеевна
Рубрика: Психологические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №12 2018»  (декабрь, 2018)
Количество просмотров статьи: 358
Показать PDF версию Перспективы развития взаимодействия семьи и ДОО в рамках приграничного сотрудничества России и Норвегии

Зубова О.С.
Мурманский арктический государственный университет,
г. Мурманск

Научный руководитель: Прялухина А.В.,
док- р.психол.н., доцент, профессор, МАГУ

На сегодняшний день актуальной проблемой дошкольного образования является вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс. Неизменно главным институтом развития ребенка является его семья, поэтому перед детским садом стоит задача сделать родителей компетентным субъектом образовательного процесса для полноценного, гармоничного и позитивного развития личности ребенка. Взаимодействие ДОО и семьи регламентируется «Конвенцией о правах ребенка»; законом «Об образовании в Российской Федерации» ст. 44 «Права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся» [3]; ФГОС ДО, одним из принципов, которого, является сотрудничество ДОО с семьей: обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей; Уставом ДОО и др.

Наряду с традиционными формами взаимодействия с семьей (родительские собрания, круглые столы, семинары-практикумы, консультации, экскурсии, папки-передвижки, и т.д.) ведется поиск новых возможностей и форм развития взаимодействия семьи и детского сада не только в нашей стране, но и в соседнем королевстве Норвегии.

В Норвегии деятельность детского сада регламентируется законом «О деятельности детского сада» [2], «Единым государственным планом» и «Конвенцией о правах ребенка». На основании этих документов, все организации, работающие с детьми, обязаны делать все возможное для блага ребенка. В законе обозначены цели и задачи деятельности дошкольной организации. Утверждено, что родители имеют право принимать участие в деятельности детского сада. Были созданы родительские комитеты. Педагоги и родители работают в тесном контакте, решая педагогические и практические задачи. " Единый госплан" состоит и из трех частей: 1) функции детского сада, 2) деятельность детского сада, 3) планирование и взаимодействие детского сада. В первой части госплана обозначено, что детский сад дает детям возможность в процессе воспитания всесторонне развиваться и эта работа ведется в тесном контакте с семьей. На основании «Конвенции о правах ребенка», права детей соблюдаются и применяются на практике (консультация в рамках педагогического клуба «Диалог», тема «Общественное дошкольное образование в Норвегии»).

В Норвегии система дошкольного образования такова, что педагоги детских садов работают по программе, которая не жестко регламентирует деятельность детей и взаимодействие воспитателей и родителей, а побуждает их к развитию сотрудничества, партнерства.

Особенностью географического положения поселка городского типа Никель Печенгского района, является его приграничный статус. Близость Королевства Норвегии способствует благоприятному сотрудничеству между дошкольными образовательными учреждениями. В рамках сотрудничества в 2006 г. был создан проект «Соседи и друзья» между губернией Финнмарк и Печенгским районом [4], последняя встреча состоялась 28 октября 2016г. в рамках «VI Дней русско-норвежского приграничного сотрудничества», а также «Соседи и друзья» в историко-краеведческом музее пгт Никеля, на котором состоялось открытие ежегодной выставки детского творчества России и Норвегии. Следующая встреча запланирована 26 апреля 2017г [1]. В основе проекта лежит идея расширения возможностей установления контактов между сотрудниками детских садов, родителями и детьми для взаимного развития и установления дружественных взаимоотношений.

Цели проекта:

· содействие повышению профессионального мастерства руководителей детских садов для определения сферы профессиональных интересов: обмен опытом по организации руководства, планирования и т.д.;

· организация взаимных визитов специалистов детских садов для установления контактов, обмена опытом практической работы по отдельным направлениям. Руководители ДОО знакомятся с законодательством в области дошкольного образования, со структурой организации и программным обеспечением, выявляют сходства и различия детских садов России и Норвегии. Педагоги делятся опытом в планировании работы ДОО, документации группового воспитателя, методами работы с детьми и родителями, ежедневной организацией работы групп и режимом работы и т.д.;

· установления контактов и дружеских взаимоотношений между родителями и детьми посредством посещения детских садов, участия в выставках детского творчества, проведения совместных мероприятий (открытые дни детских садов — родители могут познакомиться и стать участниками воспитательно-образовательного процесса всех режимных моментов ДОУ, детские концерты и т.д.)

Проект «Соседи и друзья» способствует созданию единого образовательного пространства ДОО и семьи, в котором реализуются задачи, поставленные перед дошкольными организациями: создать условия для участия родителей в воспитательно-образовательном процессе; установление партнерских отношений с семьями воспитанников; объединение усилий для развития и воспитания, успешной социализации детей.

Ежегодное проведение совместных мероприятий таких как, посещение российских и норвежских садов, тематические выставки детских рисунков, поделок, «Путешествие в страну Сказок», «Рукописная книга», «День саамского народа», «День победы над фашизмом», «150 лет коммуне «Сёр-Варангер», «Мы — дети планеты Земля» и т.д. Детские концерты «Народное творчество», «Танцы, стихи и песни», праздники «Мама, папа, я — спортивная семья» и т.д. стимулируют родителей совместно с педагогами помогать детям готовиться к встречам с представителями соседнего государства. Сотрудничество родителей двух стран тоже имеет место быть, общаясь, они делятся опытом в воспитании детей, в организации досуга, развитии детского творчества. Такой образовательный процесс всегда радует и приносит положительный результат — родители и дети ждут новых встреч. Несмотря на то, что воспитательно-образовательный процесс в России и Норвегии отличается, цель у него одна — гармоничное развитие маленького человека. Это под силу, если родители и педагоги будут совместно идти к этой цели.

Список литературы

  1. Булыгин А. Проект с замечательным будущим [Текст] / А. Булыгин // Печенга. газ. — 2016. — 12 ноября.
  2. Негосударственное дошкольное образование в России: Оценка программ господдержки, правового регулирования и перспектив развития [Текст] / О. Б. Савинская [и др.]; под общ. ред. О. Б. Савинской; АНО «Совет по вопросам управления и развития». — М.: ООО «Деловые и юридические услуги», 2013. — 187 с.
  3. Об образовании в Российской Федерации [Текст] : федеральный закон : [принят Гос. Думой 21 декабря 2012 г. : одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 г.]. — М. : Эксмо, 2017. — 224 с.
  4. Отдел образования Печенгского района [Электронный ресурс] // официальный сайт. — Режим доступа : http://edu.pechengamr.ru, бесплатный. — (Дата обращения : 26.03.2017).