Евразийский
научный
журнал
Заявка на публикацию

Срочная публикация научной статьи

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

Перспективы интернационализации китайских компаний

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Ян Линьсинь
Рубрика: Экономические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №6 2018»  (июнь, 2018)
Количество просмотров статьи: 1779
Показать PDF версию Перспективы интернационализации китайских компаний

Ян Линьсинь

Мировое сообщество уделяет пристальное внимание развитию экономики Китая и её перспективам. В настоящее время в развитии китайской экономики сохраняются тенденция стабильности и положительной динамики. Во многом это связано с общими тенденциями мировой экономики:

— во-первых, наметилась довольно очевидная тенденция восстановления производства, глобальная торговля также динамично растёт, что создает благоприятную внешнюю обстановку;

— во-вторых, касательно внутренней обстановки масштаб потребления продолжит расти, структуризация эскалации ещё более ускорится, потребления продолжит увеличивать рост.

С учётом того, что в последние году в Китае у городского и сельского населения уровень доходов вырос, ожидается, что соответственно росту будет увеличиваться и потребление.

Производственная индустрия Китая интенсивно развивается, ожидается возможное восстановление инвестирования в отрасли промышленности, инфраструктура сохранит сравнительную стабильность. Инвестиции будут сохранять тенденцию плавного развития.

Что касается такого важного фактора для китайской экономики, как налоговая реформа США, то политика налогообложения — важный фактор, который влияет на решения по инвестированию, тем не менее, она вряд ли станет решающим фактором. Многое зависит от стабильности макроэкономики, рыночных потенциалов, производственных реквизитов и коммерческого климата соответствующей страны.

Китай не остановится на пути открытости, наоборот китайская экономика готова больше интернационализироваться. Китай будет продолжать углубление реформирования, масштабное ослабление ограничения доступа на рынок, повышение качества и уровня обслуживания предприятий на иностранном капитале и т.д. Планируемое увеличение открытости китайской экономики — это ещё и шанс для США и Канады (отчасти для Европейского Союза) выровнять отрицательный баланс в торговле с Китаем.

В настоящее время рост ВВП китайских компаний превышает 7%. В отдельных отраслях экономики этот показатель чуть больше 3% (например, в сельском хозяйстве), в других отраслях — чуть больше 14% (например, в сфере торговли). Ежегодный рост показателя ВВП в Китае на уровне от 7 до 14% наблюдается уже больше 25 лет. В результате чего Китай является мировым экономическим лидером.

Помимо роста ВВП, в Китае наблюдаются и другие положительные тенденции:

— рост инвестиций в основной капитал;

— опережающее развитие высокотехнологичных производств;

— рост банковских активов организаций Китая;

— низкие показатели инфляции (менее 2%).

Из негативных экономических показателей можно отметить следующие:

— сокращение объёмов внешней торговли с США и Европейским Союзом;

— избыточное производство в ряде отраслей экономики (угольная, сталелитейная промышленность).

У китайских компаний имеются все условия для интернационализации, но данный процесс беспокоит других мировых лидеров (например, США, Японию). Известно, что сейчас китайские компании занимают лидирующие позиции по объёмам внешней торговли товарами из всевозможных отраслей. Ещё недавно эксперты считали, что США будут сохранять лидирующие позиции на мировом рынке в отдельных отраслях (например, в сфере производства интеллектуальной продукции), но китайские корпорации обогнали американских конкурентов.

В будущем Китай будет диктовать цены на ключевых мировых товарных рынках, в особенности на рынке металлов.

С целью улучшения условий для интернационализации китайских компаний, правительство Китая и другие субъекты регулирования рыночных отношений, будут осуществлять следующие мероприятия:

1) выдавать долгосрочные дешёвые кредиты китайским компаниям от государственных инвестиционных фондов;

2) субсидировать китайские корпорации для поглощения иностранных конкурентов;

3) субсидировать научную и исследовательскую деятельность китайских компаний.

Основными сферами, в которых в большей части китайские компании собираются осуществлять интернационализацию, названы:

— биотехнологии;

— мобильная связь;

— робототехника;

— железнодорожная техника и судостроение;

— самолётостроение;

— производство сельскохозяйственной техники.

Помимо направлений поддержки и основных сфер отраслей экономики, в которых китайские компании будут осуществлять интернационализацию, можно назвать уже реализуемые меры:

1) Китай создал аналог американской «Силиконовой долины», куда приглашает специалистов всего мира для создания новых компаний в различных странах с участием китайских партнёров;

2) Китай активно развивает сферу Интернет-технологий, в результате создания мощного инвестиционного фонда, к инвестиционной помощи Китая прибегает множество телекоммуникационных компаний всего мира. Обращаясь в инвестиционный фонд Китая, они принимают условия финансирования, в дальнейшем позволяя Китаю участвовать на своих рынках;

3) Китай начал осуществление глобальных инфраструктурных и интеграционных проектов. Прежде всего, это развитие транспортной инфраструктуры, которая будет связывать государства азиатского материка со странами Тихоокеанского региона. Это позволит Китаю расширить своё присутствие на огромных территориях, удешевить создание производств китайских компаний в азиатских странах. В том числе транспортная инфраструктура будет затрагивать Россию и Казахстан, откуда Китаю в дальнейшем проще реализовывать продукцию для стран Европы.

4) В 2018 году Китая продолжил запланированный переход от статуса «мастерской мира» к статусу «творческой лаборатории мира». В Китае понимают, что продолжение по инерции производства огромного количества разнообразных товаров уже не является способом поддержания приемлемых (на уровне нынешних 7%) темпов ежегодного прироста ВВП. Необходимо другое — увеличение доли КНР в общемировом объёме высокотехнологичной и инновационной продукции. В экспертных кругах Китая это называют необходимостью подняться вверх в мировой цепочке добавленной стоимости.

Дальнейший рост доходов от продаж на внешних рынках возможен в основном за счёт наращивания экспорта брендовой продукции, но для этого китайские бренды нужно создавать. Китай рассматривает эту задачу не только в экономическом, но и в политическом ключе. Узнаваемые во всём мире китайские бренды — это ещё и фактор китайской «мягкой силы», и средство продвижения китайских интересов на мировой арене.

Собственно, известные высокотехнологичные бренды в Китае имеются, но сами китайцы считают, что их недостаточно, что они должны появиться во всех отраслях, определяющих современный научно-технический прогресс: в авиастроении, в освоении космоса, в оборонно-промышленном комплексе и т.д.

Таким образом, перспективы интернационализации у китайских компаний в настоящее время огромны. Этому способствует развитие науки, технологии, государственной помощи и финансирования инвестиционных фондов, а также реализация мощных крупных инфраструктурных и интеграционных проектов.

Для интернационализации китайских компаний, помимо перечисленных перспектив, в дальнейшем предусматривается:

— растянуть процесс во времени, чтобы снизить риски;

— перенаправить иностранные инвестиции в высокотехнологичное производство, в частности в ресурсосберегающую («зелёную») промышленность;

— распределить иностранные капиталовложения по регионам в зависимости от задач сбалансированного развития и потребностей отдельных провинций. В регионы, участвующие в пилотных экономических программах, будет направлен обновлённый регламент единого общего китайского перечня отраслей, открытых для таких инвестиций.