Евразийский
научный
журнал

Педагогическое сопровождение развития субъектной позиции студентов в образовательном процессе

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Тулебаева Акнур Акжановна
Рубрика: Социологические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №12 2015»  (декабрь 2015)
Количество просмотров статьи: 1339
Показать PDF версию Педагогическое сопровождение развития субъектной позиции студентов в образовательном процессе

Выполнила: Тулебаева А.А.
Научный руководитель:
к.п.н, доцент кафедры «Педагогика»
Баташова С.М

Социально-экономические изменения, происходящие  в современном обществе,  предъявляют новые требования к профессиональному образованию человека. Как в России, так и в Казахстане на первый план выдвигается способность быть субъектом своего профессионального развития, самостоятельно находить решения социально и профессионально значимых проблем в условиях быстро меняющейся действительности (К.А. Абульханова-Славская, Б.З.Вульфов, А.В. Карпов др.) Концепция модернизации образования Российской Федерации (2002-2010), Концепция развития системы образования РК (2004-2015)  и материалы Болонской декларации (1999, 2003, 2010) актуализировали задачу формирования специалиста, способного преобразовать профессиональную деятельность, руководствуясь субъектной позицией.

Развитая в вузе субъектная позиция студента является залогом его успешной учебно-профессиональной деятельности и обеспечивает целостность процесса его профессионально-личностного становления (Г.А. Аксенова, В.П. Бедерханова, Ф.И. Блиева, Ю.Л. Блинова, Н.М. Борытко, Н.М. Сажина и др.) [1,2].  Именно субъектная позиция обеспечивает специалисту социальную и профессиональную устойчивость, помогает осознанно планировать этапы своего профессионального пути и противостоять профессионально-личностным деформациям, повышает его конкурентоспособность при различных реорганизациях. Соответственно, приоритетной задачей современного высшего образования становится развитие и правильная ориентация субъектной позиции личности по отношению к себе и к обществу, позиции, предполагающей не пассивное ожидание, а активные действия при опоре на себя, свой потенциал личностного развития.

Таким образом, перед современным профессиональным образованием, ставится задача формирования у обучающихся принципиально новых конструктов профессионального образования (компетентностей, компетенций и метапрофессиональных качеств), которые будут действительно обеспечивать конкуретноспособность будущих специалистов на рынке труда. Решение этой задачи становится возможным только при условии организации обновленной развивающей и саморазвивающей профессионально-образовательной среды. Требованиям, предъявляемым к организации такой образовательной среды, в наибольшей степени отвечает организация  профессионально-образовательной деятельности вуза, в основе которой лежит личностно-ориентированный подход к образованию человека как будущего профессионала [3, 4].

Профессионально-личностный подход к развитию студентов в образовательном пространстве университета основан на представлении о личности, как высшей ценности и предполагает личностно-ориентированное образование и развитие, т.е. ориентацию на удовлетворение образовательных запросов человека, создание условий для проектирования и реализации индивидуальной образовательной программы.

Таким образом, профессионально-личностный подход определяет положение студента и преподавателя в образовательном пространстве, способствует субъектному взаимодействию и становлению субъект-объектных отношений.

В психолого-педагогических исследованиях заложены теоретические предпосылки для решения задач развития субъектной позиции студентов вуза в образовательном процессе. Примером тому служит концепция высшего педагогического образования, разработанная под руководством В.А. Сластенина, докторское диссертационное исследование А.Г. Гогоберидзе, в котором представлена концепция развития субъектной позиции студента в условиях высшего педагогического образования [5, 6].

Но, несмотря на то, что исследователями разработаны исходные методологические основания, накоплен значительный теоретико-экспериментальный материал, позволяющий определить направления психолого-педагогической работы по актуализации субъектных сил студенческой молодежи, образовательная система вуза недостаточно эффективно использует накопленный научный потенциал при решении задачи развития субъектной позиции студентов. Зачастую в практике высшего образования студенты рассматриваются как объекты процесса массового воспроизводства кадров, при этом они игнорируются как субъекты психического и профессионального развития; не создаются условия, побуждающие их к поиску личностно значимого смысла своей деятельности, к самоанализу, рефлексии.

Список использованной литературы:

  1. Зимняя И.А. «Личностно-деятельностный подход как основа организации образовательного процесса» // Стратегия воспитания в образовательной системе России. М., 2005, с.164.
  2. Ольховая Т.А. Теория и практика становления субъектности студента университета. – Нижний Новгород, 2006
  3. http://www.pedagogics-book.ru/articles/5-4.html
  4. Ирхин В.Н.Педагогическая система сохранения здоровья студентов вуза: монография.- Белгород:Изд. «Политтера», 2009.
  5. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность. М., 1997.
  6. Психология. Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г.Ярошевского.-2-е изд., испр. И доп.-М.: Политиздат, 1990.