Евразийский
научный
журнал

Педагогическая система военного образования через призму самообразования курсантов военных образовательных учреждений

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Нагоева М. А.
Рубрика: Педагогические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №1 2018»  (январь, 2018)
Количество просмотров статьи: 604
Показать PDF версию Педагогическая система военного образования через призму самообразования курсантов военных образовательных учреждений

Нагоева М.А.
к.п.н., ст.преподаватель
Северо-Кавказского института повышения квалификации (филиал)
Краснодарского университета МВД России
E-mail: arsmarina@mail.ru

Готовность к решению различного рода задач требует от курсанта наличия у него стремления к самосовершенствованию, проявлению самостоятельных действий в меняющейся обстановке, способности к систематическому самостоятельному освоению материалов обучения. Поэтому успех самообразования напрямую зависит от следующих факторов осознания курсантами необходимости приобретения дополнительных знаний: умения планировать и предусматривать последовательные шаги в поиске ответов на возникающие вопросы; умения осуществлять отбор из ранее усвоенных знаний, актуализировать их и соотносить с решаемой проблемой; желания найти ответы на возникшие вопросы, необходимости познания нового; создание условий для реализации потребности в самообразовании.

Военные вузы, согласно указанным тенденциям, корректируют стратегию подготовки курсантов и все более ориентируются на гражданский формат высшего образования. Совершенствуя учебно-воспитательный процесс и функционально сближаясь с гражданскими вузами и университетами, военные вузы в числе ключевых своих задач рассматривают реорганизацию казарменного распорядка жизнедеятельности курсантов. Курсантам предоставляется все больше возможностей для самоорганизации и самообразования. Но в силу инерции традиционного уклада подготовки курсантов в военном вузе, к должной самоорганизации, а соответственно, и к самообразованию, курсанты оказываются неготовыми.

Самообразование — это целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры и т.п. В основе самообразования — интерес занимающегося в органическом сочетании с самостоятельным изучением материала.

Становится очевидным, что педагогическая система военного образования нуждается сегодня в таком педагогическом обеспечении, которое имело бы обслуживающее назначение и усиливало адаптивно-социальные функции процесса самообразования курсантов. Учитывая масштаб и специфику проблемы, логично предположить, что основной идеей такого обеспечения должно стать развитие индивидуально-личностного потенциала курсантов военных вузов как субъектов образовательной и социальной практики. Ссылаясь на современные исследования по вопросам военного образования (А.В. Белошицкий, В.Я. Булыгин и др.), указанную идею вполне можно рассматривать источником разрешения трудностей, вставших перед современным военным вузом.[1]

Проектируя составляющие педагогического обеспечения процесса самообразования курсантов, важно понимать, что процесс образования курсантов определяется, прежде всего, их личностными целями, профессиональными ориентирами и перспективами. Не военный вуз, а сами курсанты задают содержание самообразования, его цели и методы. Вуз может только придать этому процессу более или менее организованный характер и добиться той или иной степени влияния процесса самообразования курсантов на их общее профессиональное развитие.

Особое внимание следует уделять специфическим характеристикам образовательной среды военного вуза. Это: дисциплинарный режим процесса образования; половая гомогенность учебных коллективов; строго утилитарный уклад материально-эстетического наполнения образовательной среды, вторичность и отческих целей образования перед целями профессиональной военной подготовки. Указанные характеристики подчеркивают обособленность курсантов военных вузов как группы, выделенной из общей массы студенчества, и усиливают необходимость обеспечения процесса их самообразования целостной системой методов, имеющих сервисное назначение [2].

Также необходима обеспеченность процесса самообразования курсантов консультативно-психологической службой; оснащенность образовательной среды вуза единым информационно-образовательным порталом; материальная поддержка лиц, курирующих самообразовательную деятельность курсантов; коррекция вузовской программы воспитания в части, отражающей сервисную помощь курсантам как субъектам самообразовательной деятельности.

Литература:

  1. Медведев И.Ф. Развитие самообразовательной компетенции студентов как основы повышения качества высшего образования // Вестник ЮУрГУ. Серия: Образование. Педагогические науки. 2013. № 1 С.94-99.
  2. Гашичев А.В. Антиномия «Личностное социальное» как инструмент анализа и оценки педагогических исследований в сфере формирования познавательных интересов курсантов // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: Филология, педагогика, психология. 2014. № 5 С.40-46.