Евразийский
научный
журнал

Патриотическое воспитание младших школьников на краеведческом материале Белгородчины

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Филатова Светлана Николаевна
Рубрика: Педагогические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №2 2019»  (февраль, 2019)
Количество просмотров статьи: 354
Показать PDF версию Патриотическое воспитание младших школьников на краеведческом материале Белгородчины

Филатова Светлана Николаевна
Учитель начальных классов
МОУ "Краснохуторская ООШ Белгородского района
Белгородской области"

Воспитание любви к Родине начинается с воспитания любви к родному краю, к городу, к селу, к его славному прошлому и прекрасному будущему, к его людям.

В начальных классах используются различные формы внеклассной краеведческой работы: классные часы, экскурсии, праздники, индивидуальный и коллективный поиск, встреча со знатными земляками и т.д.

Эти формы работы применяются мной на занятиях внеурочной деятельности «Мой родной край», одним из направлений которого является ознакомление с родным краем.

— Как бы ни была Родина велика, помни, где ты родился и рос, как текла, извиваясь, река между ласковых, тихих берез.

Эти строки из стихотворения М. Алигер прозвучали на первом занятии, и все время изучение родного села, родного края продолжается.

В мае 2018 года мы совершили экскурсию в Борисовский район, где побывали на Борисовской керамической фабрике, где посмотрели все этапы создания посуды из глины, а также посетили заповедник «Лес на Ворскле».

Экскурсии по городу раскрывают перед нами неповторимый облик Белгорода, красоту его улиц, парков, учат видеть в панораме стройки будущее здание, искать постоянно появляющиеся в городском пейзаже изменения. Обязательными объектами экскурсий являются Доски почета. Здесь ребята узнают фамилии передовиков производства, видят, как выполняются задания тружениками города и района.

Серьезное дело — воспитание у сегодняшнего школьника чувства уважения, священного отношения к боевым традициям народа, чувства патриотизма, готовности, если потребуется встать на защиту Родины, своего народа.

В формировании у младших школьников чувства любви к Родине, уважения к людям, отдавшим свою жизнь за свободу Отчизны, большую помощь оказывают материалы газет, журналов, художественные произведения.

В учебниках «Литературное чтение» приводятся рассказы о героических поступках народа в годы Великой Отечественной войны. При изучении рассказов такого содержания я ставлю перед собой задачу донести до сознания детей мысль о том, что все люди воевали с фашистами беспощадно, не жалея жизни ради победы над ненавистным врагом. В беседах я напоминаю детям о том, что у многих из них родственники не вернулись с войны. Они погибли, но не сдались врагам. Их подвиги народ никогда не забудет. В память о погибших героях возведены обелиски, братские могилы, памятники.

Учащиеся, когда включаются в краеведческую работу, совершают походы по памятным местам родного края, встречаются со знаменитыми и героическими людьми, совершившими боевые и трудовые подвиги, переживают чувства привязанности к своей земле. Мы с учащимися посетили историко-художественный музей диораму «Курская битва. Белгородское направление». Очень внимательно слушали ребята экскурсовода, осматривали землянки и блиндажи, военную форму, танки и самолеты времен Великой Отечественной войны. Ребята увидели фрагменты боев, читали фронтовые письма, рассматривали военные фотографии. После этой увлекательной экскурсии мы оставили свои отзывы в специальной книге. А на следующий день ребята выразили свои эмоции, переживания, впечатления в своих рисунках, которые наглядно показали, как они восприняли эту поездку.

В декабре 2018 года мы совершили экскурсию в город Белгород, посетили краеведческий музей, где учащимся рассказали о прошлом, настоящем и будущем нашего города. В годы Великой Отечественной войны фашистскими оккупантами были разграблены и уничтожены почти все музейные ценности. Музей имеет много экспонатов. В декабре 2018 года в музее открыта экспозиция «О прошлом память возвращая...». Представленные на ней экспонаты знакомят с уникальными памятниками природы края, разнообразием животного и растительного мира, освещает историю края с древнейших времен и до настоящего времени. В тот же день мы побывали и у памятника гвардии старшему лейтенанту А.И. Попову. Мемориальный постамент с бюстом танкиста Андрея Попова — это символ освобождения Белгорода. В 1943 году танк Андрея Попова первым вышел на улицы оккупированного фашистами города и почти сразу был подбит врагами. Прекрасно осознавая, какая участь его ожидает после входа на территорию оккупации, А.Попов своим подвигом открыл путь в осажденный Белгород для целого батальона Красной армии. Отважному танкисту удалось покинуть горящую машину, но в тот же день Андрей Попов погиб в уличных боях. Старшему лейтенанту Попову было всего 22 года.

Большое воспитательное значение имеет память о героях, отдавших жизнь в борьбе за Родину. Улицы нашего села носят имена солдат, отдавших свою жизнь за село Красный Хутор: летчика Александра Королева. 7 августа 1943 года он не вернулся с задания. Его самолет сопровождавший группу штурмовиков «ИЛов», попал под огонь противника и был сбит неподалеку нашего села. Остатки самолета были найдены поисковой группой и доставлены в музей. Также улицы названы в честь Зинковского Н.Я (уроженец Воронежской области), Юматова Г.М. (уроженец Пензенской области). В школе создан музей боевой славы «Никто не забыт, ничто не забыто!». Здесь проходят классные часы, уроки мужества, старшеклассники проводят экскурсии для учащихся начальных классов. В музее собраны и хранятся подлинные исторические документы.

Такая работа помогают ученикам глубже осмыслить и понять, что каждый гражданин нашей Родины должен свято беречь память о погибших. Для нас важно не только научить школьников восхищаться героизмом и трудовыми подвигами, но побудить их посильно участвовать в общем деле, понимать свою ответственность за будущее нашей страны.

Список использованной литературы

  1. Бондаревская, Е.В. Воспитание как возрождение гражданина, человека культуры и нравственности. — Ростов-на-Дону;1993. —Ч.1. — С. 11-42.
  2. Журавская, Т.В. Патриотическое воспитание: Нормативные правовые документы. — 2-е изд., перераб. — М.: ТЦ Сфера, 2006. — 96 с.
  3. Интернет — ресурсы: Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 — 2010 годы».
  4. Крупенков А.Н. Пройдемся по старому Белгороду. (Белгород: Константа, 2011. — Тираж 1000. — 652 с.).
  5. Маханева, М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей младшего возраста [Текст] — М.: АРКТИ, 2004. — 69 с.
  6. Пашкович. И.А. Патриотическое воспитание: система работы. — Волгоград; 2006 г.