Евразийский
научный
журнал

Ознакомление с народными традициями как средство нравственного воспитания дошкольников

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Котенко Виктория Викторовна
Рубрика: Педагогические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №2 2018»  (февраль, 2018)
Количество просмотров статьи: 1298
Показать PDF версию Ознакомление с народными традициями как средство нравственного воспитания дошкольников

Котенко Виктория Викторовна
Воспитатель
МБДУ Детский сад №20
г. Лабинск

Дошкольное детство — важнейший период становления личности человека, когда закладываются нравственные основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе, культуре. Данный возраст имеет потенциальные возможности для формирования высших социальных качеств. Нравственное воспитание сегодня — одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы.

Необходимо приобщать дошкольников к истории и культуре народа.

В процессе работы по нравственному воспитанию создаются благоприятные условия дальнейшего умственного развития: детям предлагается анализировать, сравнивать, обобщать то, что они видят в окружающей жизни, или то, о чём расскажет или прочтёт им воспитатель. Воспитатель должен так организовать сообщение детям знаний о родном крае и родной стране, чтобы вызвать у них познавательную активность, развить любознательность.

В процессе работы по нравственному воспитанию детей, решаются также задачи их эстетического воспитания. Эмоционально воспринимать окружающее детям помогают яркое, живое слово, музыка, изобразительное искусство. Окружающий мир обогащает и стимулирует детское художественное творчество.

Работа по нравственному воспитанию дошкольников связана с их физическим воспитанием. Этому способствуют народные подвижные игры. Благодаря своей образности народные игры увлекают детей дошкольного возраста.

Чувство любви к Родине надо прививать с раннего детства и важно делать это на народных традициях, правилах, обрядах, по которым жили веками наши предки. Ознакомление детей с народными традициями пробуждает в них первые яркие представления о Родине, её культуре, способствует воспитанию патриотических чувств, приобщает к миру прекрасного, и поэтому данную работу нужно включать в педагогический процесс детского сада.

Воспитателю целесообразно планировать материал по темам, чтобы дети в течение года усваивали знания постепенно, в определённой системе. Работа по каждой теме обязательным элементом включает занятия, игры, свободную деятельность детей, праздники.

Знакомство с народными традициями может вестись по следующим направлениям:

— знакомство с устным народным творчеством: это пословицы, потешки, поговорки, заклички, песни, сказки, небылицы;

— с подвижными играми «Салочки», «Ручеёк», пальчиковыми играми;

— с народными росписями: «Дымка», «Жостово», «Гжель», «Хохлома»;

— с обрядами, народными праздниками: «Встреча осени», «Закликание весны», «Колядование», Масленица, Пасха, Рождество Христово;

— с народными костюмами;

— с местом проживания и особенностью строения жилища;

— со старинной кухонной утварью, посудой;

— с народной кухней;

— с народными приметами;

— с народными игрушками (матрёшка, кукла).

Чтобы донести до понимания детей особенности жизни русских людей прошлого, в детском саду возможно создание русской горницы, кубанской хаты в которой находятся старинные предметы быта, художественная литература, рассказывающая об особенностях жизни людей прошлого. Здесь дети наглядно познакомятся с предметами быта прошлого, разучат потешки, поговорки, пословицы, почитают народные сказки, познакомятся с народной декоративной росписью.

Известно, что самым сложным в работе по ознакомлению с народными традициями, является составление рассказов для дошкольников. При этом важно:

— сопровождать рассказ наглядным материалом: фотографиями, репродукцией, слайдами, схемами, рисунками и др.;

— обращаться к детям с вопросами в процессе рассказа, чтобы активизировать их внимание, вызвать стремление что-то узнать самостоятельно, попробовать о чём-то догадаться самому;

— не называть дат: они затрудняют восприятие материала;

— использовать доступную детям лексику, значение незнакомых слов объяснять; не употреблять специальной терминологии, не перегружать рассказ сложными грамматическими конструкциями.

Интерес к народным традициям может отражаться в детских рисунках, лепке, другой изобразительной деятельности. Для проверки сформированных у детей представлений через ознакомление с народными традициями используются разнообразные методы: беседа, наблюдение за детьми, создание специальных педагогических ситуаций, проведение проверочных заданий, организация полезной деятельности детей, беседы с родителями.

Работа по воспитанию нравственных чувств у дошкольников — процесс сложный и длительный, который предполагает совместную деятельность воспитателей, детей и их родителей, поэтому важно в этом вопросе установить тесную связь с семьёй. Только в этом случае работа по воспитанию патриотических чувств у дошкольников даст необходимый результат.