Евразийский
научный
журнал

Особенности жизненных ценностей у студентов-психологов

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Коваленко Любовь Эдуардовна
Рубрика: Психологические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №12 2015»  (декабрь 2015)
Количество просмотров статьи: 1183
Показать PDF версию Особенности жизненных ценностей у студентов-психологов

Л.Э.Коваленко (г.Иркутск)
Студентка 1 курса магистратуры ПИ ИГУ, 
факультет прикладной психологии,направление
"психологическое консультирование в образовании"

Жизненные ценности студентов, осмысление их природы и пути влияния на формирование этих ценностей - одна из актуальных проблем современной психологической науки, которая должна рассматриваться с учетом своеобразия личностного развития в студенческом возрасте, а также в контексте реформирования образования и профессионального становления будущих специалистов. Ценности конкретной личности формируются под влиянием социальной среды, особенностей тех социальных групп, в которые она входит.

Ценностью является для человека все, что имеет для него определенную значимость, личностный или общественный смысл. Ценности играют важную роль в направлении, ориентации и регулировании отношений людей и общества.Особое значение приобретает процесс ценностного самоопределения в вузе, становление системы ценностных ориентаций, которая особенно необходима для успешной реализации будущей профессиональной деятельности в системе «человек-человек». С точки зрения возрастной психологии, в студенческом возрасте изменяются черты внутреннего мира и самосознания. У молодого человека возникает проблема выбора жизненных ценностей. Человек стремится сформировать внутреннюю позицию по отношению к себе («Кто Я?», «Каким Я должен быть?»), по отношению к другим людям, а также к моральным ценностям.

Интересно и практически важно выявить особенности жизненных ценностей у студентов-психологов. В связи с этим нами было проведено исследование  на базе  ПИ ИГУ города Иркутска. В число респондентов были включены испытуемые в количестве 80 человек, студенты факультета психологии и гуманитарии. Возраст участников исследования составил  от 18-24 лет. Мы использовали  стимульный  материал методик: «Ценностные ориентации» М. Рокича и «Морфологический тест жизненных ценностей» В.Ф. Сопова и Л.В. Карпушиной. В ходе исследования была выдвинута гипотеза, согласно которой особенности  жизненных  ценностей у студентов- психологов по сравнению со студентами-гуманитариями имеют свою специфику, которая выражается в доминировании таких жизненных ценностей как: саморазвитие и социальные контакты.

Результаты изучения жизненных ценностей  студентов-психологов  позволяют говорить о том, что студенты-психологи имеют достаточно высокие показатели  по шкале саморазвития,что свидетельствует  о стремлении человека получать объективную информацию об особенностях его характера, способностей, др. характеристиках своей личности.Стремление к самосовершенствованию, серьезное отношение к своим обязанностям, компетентность в делах, снисходительность к людям и их недостаткам и требовательность к себе. Также студенты-психологи имеют высокие показатели по шкале  социальных контактов,что указывает на  стремление человека к установлению благоприятных взаимоотношений с другими людьми. Для таких людей, как правило, значимы все аспекты человеческих взаимоотношений, они часто убеждены в том, что самое ценное в жизни - это возможность общаться и взаимодействовать с другими людьми. Высокая значимость ценности обучения и образования,что указывает на стремление человека к повышению уровня своей образованности, расширению кругозора.

При сравнительном исследовании особенностей  жизненных ценностей  студентов-психологов  и студентов-гуманитариев выявлены статистически значимые различия( р≤0,05 - U-критерий Манна-Уитни  ), которые показывают,  что особенности жизненных ценностей студентов-психологов состоят в  высоком значении ценностей саморазвития, обучения, социальных контактов и низких показателях ценностей креативности, престижа и сферы общественной жизни. В целом, выполненное исследование подтвердило гипотезу о том, что   особенности  жизненных  ценностей у студентов-психологов, по сравнению со студентами-гуманитариями, имеют свою специфику.

Литература

  1. Непомнящая, Н.И. Ценность как личностное основание/ Н.И. Непомнящая - Учебное пособие для ВУЗов ,2010
  2. Бубнова С.С. Ценностные ориентации как многомерная нелмнейная система // Психологический журнал, т. 20, № 5, 2007  
  3. Серый, А.В. Ценностно-смысловая сфера личности / А.В. Серый, М.С. Яницкий, Уч. пособие. - Кемерово, Кем. Гос. Ун-т, 2012. - 92 с.
  4. Хухлаева, О.В. Психология развития. Молодость, зрелость, старость. /О.В. Хухлаева. - Учеб. пособие для вузов. - М.: Изд. центр "Академия", 2012