Евразийский
научный
журнал

Особенности развития малого предпринимательства в России и Китае.

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Багирова Лейла Ильгизовна, Коваленко Светлана Владимировна, Попченко Ангелина Сергеевна
Рубрика: Экономические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №12 2015»  (декабрь 2015)
Количество просмотров статьи: 1305
Показать PDF версию Особенности развития малого предпринимательства в России и Китае.

Коваленко Светлана Владимировна,
кандидат экономических наук, доцент;
Багирова Лейла Ильгизовна,
студент
Попченко Ангелина Сергеевна,
студент
Набережночелнинский институт (филиал)
«Казанский (Приволжский) Федеральный Университет»

Предпринимательство играет важную роль в экономике любой страны. В Китае малое предпринимательство является важным звеном в развитии экономики. Благодаря малому предпринимательству появляется больше рабочих мест. Но, как и в любой другой стране, малое предпринимательство является уязвимым, ему необходима поддержка государства. Правительство Китая осознает это и пытается помочь развитию малого предпринимательства.

Основным проводником государственной экономической политики в стране является «Национальная комиссия по развитию и реформированию» (NDRC). Одним из важнейших направлений ее деятельности является формирование условий для динамичного развития малого бизнеса. Для этого в ее состав входит «Департамент малого и среднего предпринимательства» и образованный «Китайский центр координации и кооперации бизнеса» (ССВСС). ССВСС является специальным агентством по обслуживанию малого предпринимательства и одновременно обеспечивает экономическую и технологическую кооперацию между национальными и зарубежными организациями поддержки и развития предпринимательства. [1]

В целях обеспечения всестороннего и своевременного информационного обслуживания населения страны и всех государственных органов по всем вопросам деятельности МСП, по решению Правительства в 2001 г. была создана государственная некоммерческая информационная служба (CSMEO). Деятельность CSMEO поддерживается "Департаментом развития МСП" в NDRC. Сайт CSMEO представляет 58 основных рубрик и 180 тематических разделов, содержащих до 1000 различных сообщений, что ежедневно привлекает более 200 тыс. посещений. В работе CSMEO принимают участие более 10 тыс. различных агентств и посреднических компаний, которые способствуют развитию деловых отношений между предприятиями, инициируют проведение ярмарок и информируют о важнейших инициативах Правительства и органов власти всех уровней, касающихся деятельности МСП. Информационная сеть обслуживает все регионы страны, охватывая города и большинство сельских поселений. Это позволяет своевременно сообщать об изменении действующих и введении новых правовых актов, о тенденциях социально-экономического развития страны, а также информирует о состоянии и путях развития МСП в стране и за рубежом. CSMEO предоставляет данные о поставках и потребностях местных и зарубежных рынков, характеризует наиболее качественную продукцию, производимую на малых и средних предприятиях.

На сегодняшний день малое предпринимательство в Китае регулируется законом от 2002 года «О стимулировании развития малых и средних предприятий». Этот закон обеспечивает поддержку малому предпринимательству в правовой и финансовой сфере, в конкурентной борьбе с крупными компаниями. Однако, малое предпринимательство этой страны сталкивается с рядом проблем:

  • действия чиновников бюрократического аппарата среднего звена;
  • проблемы с получением кредитов;
  • произвол со стороны местных чиновников;
  • необоснованные штрафы.

Для решения назревших проблем в Китае приняты меры, направленные на улучшение предпринимательского климата в стране:

  • совершенствование законодательства в части защиты частной собственности, а также трудовых взаимоотношений и социальных гарантий;
  • реализация всех действующих положений в отношении малого бизнеса и создание благоприятных общественных и экономических условий для эффективного хозяйствования в рамках закона;
  • создание для малого бизнеса равных условий с предприятиями государственной, коллективной, иностранной и другими формами собственности в части налогообложения, кредитования, экспорта, импорта и т.п.;
  • закрепление прав частных предприятий на участие в создании городских и сельских кооперативов и народных банков на акционерной основе. [2]

В целях расширения информационной сети и для координации деятельности CSMEO в части создания высококачественной 3-х уровневой общенациональной системы информационного обслуживания МСП в 2003 г. было создано главное информационное агентство "Бейджунг МСП онлайн компании" (Beijing SME Online Co., Ltd.). Их основной вебсайт в Бейджунге (Пекине). [3]

По последним данным Государственного торгово-промышленного административного  управления Китая, в конце  2013 г. в  стране насчитывалось 15 млн. 278 тыс. зарегистрированных малых и средних  торгово-промышленных предприятий (не включая индивидуальные хозяйства). Рост по сравнению с 2012 г. составил 11,8%. Уставной капитал этих предприятий увеличился на 17,4%  до 96,8 трлн. долл.

Доля малых и микропредприятий среди иностранных предприятий составляет 53,94%, среди государственных и коллективных предприятий - 61,39%, среди частных предприятий - 80,72%.

Отметим, что к концу 2013 г. в стране уже насчитывалось 44 млн. 362,9 тыс. индивидуальных промышленных и торговых предприятий (+9,3%). По сравнению с 2012 г. их  уставной капитал вырос на 23,1% до 2 трлн. 430 млрд. юаней. Число специализированных крестьянских кооперативов увеличилось до 982,4 тыс. (+42,6%)  с уставным капиталом  в 1 трлн. 890 млрд. юаней  (+71,8%).

Таким образом, с учетом индивидуальных хозяйств количество средних, мелких и микропредприятий выросло до 59, 6 млн. (+19,2%).

В этой категории бизнеса занято до 80% населения крупных и малых городов. Среднегодовой прирост количества занятых в малом и среднем бизнесе за последние 5 лет составил 17,3%,  в то время как общий прирост количества занятых в среднем по стране составил только 10,3%. На 1 тыс. жителей страны приходилось 28 человек, занятых в малом и среднем бизнесе. По этому показателю Китай пока уступает развитым странам (45 человек на 1 тыс. жителей), но опережает развивающиеся страны (25 человек на 1 тыс. жителей).

Согласно статистике, на долю МСП пришлось 74,7% совокупной добавленной стоимости промышленного производства, 58,9% от общих объемов потребительского рынка, 62,3% от общего объема экспорта. Важно отметить, что на долю малых и средних предприятий пришлось 65% зарегистрированных патентов, 75% инновационных внедрений, ими было освоено более 80% видов новой продукции.  Более 70% предприятий, расположенных в парках высоких технологий, относятся к разряду МСП, на их долю приходится более 82,6% высокотехнологичного производства в стране. [4]

В России же, по данным Росстата, на 1 января 2014 года зарегистрировано 5,6 млн. субъектов малого и среднего предпринимательства. На них приходится около 25% от общего объема оборота продукции и услуг, производимых предприятиями страны, численность работающих составляет 25% занятых в экономике. Причем - 62,8% субъектов малого и среднего предпринимательства – индивидуальные предприниматели, 37,2% – юридические лица (из них 32,7% – микропредприятия,4,2% – малые предприятия и 0,3% – средние предприятия).

В 2014 году общее количество субъектов малого и среднего предпринимательства сократилось на 7,5% (индивидуальных предпринимателей – на 12,7%, малых предприятий – юридических лиц – на 3,5%). Количество микро- и средних предприятий – юридических лиц в 2014 году, напротив, выросло на 3,9% и 15,4% соответственно.

Основными видами деятельности малых и средних предприятий являются торговля (более 39,6%) и предоставление услуг (35,4%).

Отметим, что льготами и другими мерами поддержки за последний год не пользовалось 73% представителей малого, среднего и микробизнеса Москвы, опрошенных РАНХиГС, еще 15% не помнят, обращались ли за помощью. Опрос 2000 руководителей и заместителей руководителей малых и средних предприятий по всем отраслям проводился в июне – июле 2015 г. по инициативе департамента экономической политики и развития Москвы.

Об информационной поддержке просили 5% опрошенных, о льготах по аренде – 4%, консультациях – 3%. За большинством мер поддержки, например компенсацией ставки или поручительством по кредитам, налоговым каникулам и т. д., обращалось лишь по 1% опрошенных. Господдержка не пользуется спросом вне зависимости от вида или размера бизнеса по причине бюрократической волокиты и коррупции, отмечают авторы исследования. [5]

Не востребована и патентная система налогообложения, которая при ее введении рассматривалась властями как мера стимулирования бизнеса. В результате  65% респондентов не знают о ее существовании, удобной и выгодной - считает лишь 12%.

Патентная система была введена с 2013 г. Перейти на нее могут индивидуальные предприниматели, нанимающие не более 15 человек. В Москве купить патент можно на 65 видов бизнеса, его годовой доход не должен превышать 60 млн. руб. Стоимость – 6% от потенциально возможного дохода (зависит от вида деятельности). Патент на розничную торговлю в ЦАО – 20 000 руб. в месяц, в пределах МКАД – 10 000, за МКАД – 7000. Патент освобождает от НДФЛ, НДС, налога на имущество физических лиц, которое используется в бизнесе. Популярность патентов в Москве растет: по данным департамента экономической политики, в январе – июне было куплено 22 300 патентов, что на 22% больше, чем за весь 2014 год. Стоимость купленных патентов выросла с 1,4 млрд. до 1,8 млрд. Число самих индивидуальных предпринимателей увеличилось за это время на 11500 человек до 227000. В 2015 г. федеральный бюджет выделил 17 млрд. руб. на государственную поддержку подпрограммы «Развитие малого и среднего предпринимательства», из них Москве – 878 млн. [6]

И так, можно сделать вывод о том, что предпринимательство играет важную роль в становлении цивилизованной рыночной  экономики любой страны. Как в Китае, так и в России малое предпринимательство является важным звеном в развитии экономики, но оно очень уязвимо, ему необходима поддержка государства.

В России большинство людей не осведомлены о программах господдержки, а другие просто не верят в ее доступность и боятся идти на риск.  Поэтому стоит больше уделять внимания    широкой информированности предпринимателей и населения об успехах, возможностях и изменениях в предпринимательской среде, а так же  оказывать  реальную поддержку малому бизнесу на всех уровнях хозяйствования.









Литература:

  1. Источник: http://www.jurnal.org/articles/2010/ekon11.html
  2. Источник: http://ecsn.ru/files/pdf/200702/200702_21.pdf
  3. Источник: http://www.businesspress.ru/newspaper/article_mId_3_aId_415227. html
  4. Источник: http://www.ved.gov.ru/rus_export/partners_search/torg_exp/?action= showproduct&id=4686
  5. Источник: http://www.garant.ru/article/602378/
  6. Источник: http://nanalog.ru/index.php?newsid=1114