Евразийский
научный
журнал

Особенности противодействия коррупции в территориальных управлениях Пенсионного Фонда России

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Турских Елена Сергеевна
Рубрика: Юридические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №5 2019»  (май, 2019)
Количество просмотров статьи: 1013
Показать PDF версию Особенности противодействия коррупции в территориальных управлениях Пенсионного Фонда России

Турских Елена Сергеевна
Магистрант,
(Челябинский государственный университет)

Научный руководитель: Сабитов Рашид Акремович,
доктор юридических наук, профессор
(Челябинский государственный университет)

Одной из самой коррумпированной в России можно назвать сферу распределения бюджетных средств. Здесь обращают на себя внимание государственные внебюджетные фонды, с поддержкой которых правительство реализует финансовую деятельность, распределяет и использует средства, нацеленные на решение государственных задач.

В соответствии со ст. 144 Бюджетного Кодекса Российской Федерации одним из внебюджетных фондов РФ является Пенсионный фонд России. Это организация через которую проходят огромные финансовые потоки. Безусловно, коррупция в органах, отвечающих за социальное обеспечение наименее защищенных слоев граждан, — совершенно недопустимое явление. Следует отметить, что для полноценного осуществления внебюджетным фондом своих полномочий необходим постоянный надзор за деятельностью всех его подразделений, в том числе территориальных управлений ПФР.

В исследовании установлено, что коррупционные преступления в территориальных управлениях Пенсионного Фонда проявляются в таких направлениях деятельности как: разделение бюджетных субсидий; инвестирование средств страховых взносов и предоставление в управление средств пенсионных накоплений, предназначенных для финансирования накопительной пенсии; установление и выплата пенсий, пособий, компенсаций и иных социальных выплат; осуществление дополнительных мер государственной поддержки семей, имеющих детей (материнский капитал); материально-техническое обеспечение территориальных управлений; организация и принятие кадровых решений.

Установлено, что коррупционные преступления в территориальных управлениях Пенсионного Фонда характеризуются такими признаками как: общественная опасность и антисоциальность; наличие различных уровней проявления; латентностью; запрещенностью уголовным, административным и иными отраслями законодательства под страхом дисциплинарного взыскания; использованием служебных полномочий, не в соответствии с их действительным целевым предназначением; получением с той или иной периодичностью вознаграждения.

Одной из значимой мер противодействия коррупции является планирование антикоррупционной деятельности. Планирование антикоррупционной деятельности носит универсальный характер, поскольку оно охватывает все уровни власти, а также государственные, муниципальные и негосударственные организации. С помощью планов и программ противодействия коррупции осуществляются мероприятия экономической, политической, социальной, правовой, идеологической направленности.

С 2009 года Постановлениями Правления Пенсионного фонда Российской Федерации утверждаться планы противодействия коррупции, которые предусматривают мероприятия по законодательному обеспечению противодействию коррупции в Пенсионном фонде Российской Федерации и его территориальных управлений, мероприятия по усовершенствованию управления в целях предупреждения коррупции, мероприятия по усовершенствованию профессионального уровня сотрудников и правовому просвещению.

Одним из основных направлений деятельности государственных органов в сфере борьбы с коррупцией является внедрение антикоррупционных стандартов. Для внедрения антикоррупционных стандартов в территориальных органах Пенсионного фонда установлены общие правила и принципы антикоррупционного поведения. Такие правила и принципы закреплены в «Кодексе этики и служебного поведения работника системы Пенсионного фонда», который установлен Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 20 августа 2013 г. № 189р. Целью «Кодекса этики и служебного поведения сотрудника системы ПФР» является установление этических норм и правил служебного поведения сотрудников системы ПФР. Кодекс представляет собой обобщение общих профессиональных принципов и правил поведения, которыми должны руководствоваться все сотрудники системы ПФР.

В соответствии со статьей 8 п. 4 Федерального закона «О противодействии коррупции» определено, что сотрудники, замещающие должности Пенсионном фонде РФ должны представлять работодателю сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

Данные о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера представляются в форме справки ежегодно, до 30 апреля года, следующего отчетным, которая утверждается Указом Президента Российской Федерации от 23 июня 2014 г. № 460 "Об утверждении формы справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и внесении изменений в некоторые акты Президента РФ. Данные сведения представляются в кадровую службу территориального управления Пенсионного Фонда РФ.

В случае непредставления либо представления заведомо ложных сведений о доходах и расходах работник территориального управления Пенсионного Фонда РФ будет привлечен к дисциплинарной ответственности.

Так же сотрудник территориального органа Пенсионного Фонда должен осуществлять меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов, неисполнение таковой служит основанием для применения к нему дисциплинарного взыскания. Работник РФР так же должен уведомлять нанимателя (работодателем) и своего непосредственного руководителя о возникающем конфликте интересов либо о возможности его возникновения, как только ему станет о нем известно.

Уведомление о образовавшемся конфликте интересов либо о возможности его возникновения оформляется работником в письменном виде и в свободной форме в двух экземплярах. Первый экземпляр уведомления в течение одного рабочего дня подлежит обязательной регистрации в специальном журнале для регистрации уведомлений о возникшем конфликте, который должен быть прошит, пронумерован и заверен печатью. Второй экземпляр сотрудник ПФР оставляет у себя. По результатам рассмотрения уведомления подготавливается мотивированное заключение, которое затем представляется в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов.

В диссертационном исследовании предлагается следующие предложения по совершенствованию организационных мер противодействия коррупции в территориальных управлениях Пенсионного Фонда России:

— сделать упор на выявлении, пресечении и раскрытии верхушечной, элитарной коррупции. Отмечается, что в борьбе с взяточничеством много имитации, поскольку к уголовной ответственности за получение взятки в основном привлекаются сотрудники среднего звена;

— создать в территориальных управлениях Пенсионного Фонда результативную систему противодействия коррупции: конкурсное замещение должностей в управленческом аппарате; ежегодная сдача экзаменов; ежегодные аттестации; проверку сведений работников в территориальных органах, особенно при поступлении на работу, касающихся их участия в управленческой деятельности; представление доходов, имущественного положения и расходов не только членов семей, но и иных родственников либо доверенных лиц;

— осуществить запретить принимать на работу родственников и свойственников управленческого аппарата в территориальные органы Пенсионного Фонда. Совместная работа родственников и свойственников в территориальных органах Пенсионного Фонда при их непосредственной подчиненности либо подконтрольности должна быть запрещена для избежания потенциально возможных коррупционных действий;

— запретить обращения гражданина за назначением выплат (пенсия, федеральная социальная доплата, материнский капитал и другие выплаты) в то структурное подразделение Пенсионного Фонда, в котором осуществляют работу его близкие родственники, для исключения коррупционных преступлений;

— антикоррупционный мониторинг сделать неотъемлемым направлением как одной из значимых мер противодействия коррупции. Антикоррупционный мониторинг позволит оценить общий уровень коррупции, выявить уязвимые места, в которых коррупция наиболее высока. Он поможет фиксировать результаты применяемых антикоррупционных мер, что даст возможность оперативно корректировать проводимые мероприятия, исключить приспособление коррупции к изменяющимся условиям. Показатели мониторинга позволят характеризовать активность и успешность применения территориальными органами Пенсионного Фонда антикоррупционной политики тех либо иных антикоррупционных инструментов.

Таким образом в исследовании осуществлен комплексный анализ современной системы противодействия коррупции в территориальных управлениях Пенсионного Фонда России и ее особенностей. Так же сформулированы предложения по совершенствованию организационных мер противодействия коррупции в территориальных управлениях Пенсионного Фонда России, которые могут быть применены при развитии совершенствования концепции противодействия коррупции в территориальных управлениях Пенсионного Фонда России.