Евразийский
научный
журнал

Особенности профессионального консультирования в процессе самоопределения старшеклассников

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Тешабаева Шаходат Эркиновна
Рубрика: Педагогические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №8 2015»  (август 2015)
Количество просмотров статьи: 1969
Показать PDF версию Особенности профессионального консультирования в процессе самоопределения старшеклассников
Тешабаева Шаходат Эркиновна 
преподаватель кафедры социальных и экономических наук 
Сурхандарьинского областного института переподготовки и повышения квалификации работников народного образования

Аннотация: В данной статье рассматривается особенности профессионального консультирования в процессе самоопределения старшеклассников общеобразовательных учреждении.

Ключевые слова: консультация, процесс, самоопределения, профессия, профориентация.

Повышение роли и значения ориентации школьников на подготовку к самостоятельному и обоснованному решению выбора сферы трудовой деятельности, формирование у них социально-психологической зрелости при решении сложного вопроса выбора профессии требует, прежде всего, знания научных основ процесса профессионального самоопределения лич-ности. В процессе профконсультационной работы недооценива¬ется его саморегулятивные возможности, не стимулируется собственная активность. Важность и сложность решения этой задачи настоятельно тре-буют рассмотреть концепцию профессионального самоопределения, в ко-торой личность выступает как активный участник процесса подготовки.

Для развития тео¬рии профессионального консультирования важное значение имеет знание психологических закономерностей развития человека в профессиональном отношении на разных возрастных этапах и руководство его деятельностью в самоопределении на основе этих закономерностей.

Предмет профконсультации включает условия и закономерности становления, формирования субъекта деятельности на стадии оптации (вынашивания решения о профессиональном старте), а практика профкон-сультации определяется им как частный случай взаимодействия опреде-ленного формирующегося субъекта деятельности с требованиями общест-ва в отношении нужной ему производительной силы.

В психологии под самоопределением личности понимается созна-тельный акт выявления и утверждения собственной позиции в проблемных ситуациях. Определение собственной позиции - сложный процесс, харак-теризующийся определенными закономерностями.

Однако в силу недостаточного жизненного опыта учащимся трудно оценить себя и принять обоснованное решение о выборе профессии. В этом случае представляет интерес, при каких услови¬ях и в какие периоды формирования личности ею осознаются отдельные этапы самоопределения, какова динамика данного процесса.

Проблема самоопределения, не может быть решена в отрыве от проблемы взаимоотно¬шений человека с окружающим миром. Изу¬чение психологии деятельности, всегда реально исходящей от личности как субъекта этой деятельности, было, по существу, изучением психологии личности в ее деятельности - ее мотивов (побуждений), целей, задач.

Су¬щественным, определяющим, не биологические, а общественные закономерности развития человека. Суть заключается в том, что необходимо изучать «реальных жизненных индивидов» в их ре¬альной обусловленности.

Процесс становления человеческой личности включает в себя, сознание и самосознание, которые опре¬деляют процесс развития сознательной личности. Сознание определяется как высший уровень психического отражения деятельности, присущей только человеку.

Самосознание, является относительно поздним продуктом развития сознания, предполагающим в качестве своей основы реальное становление школьника практическим субъектом, созна¬тельно выделяющимся из окружения. У юноши совершается эта работа; вырабатывается практическое мышление, формируется мировоззрение; к тому же приближение поры вступления в самостоятельную жизнь неволь¬но с особой остротой ставит перед ним вопрос о том, к чему он пригоден, к чему у него особые склонности и способности. Это заставляет серьезно задуматься над самим собой и приводит к значительному развитию само-сознания.

Развитие самосознания проходит ряд ступеней - от наивного не-ведения в отношении самого себя до адекватной самооценки. В процессе развития самосознания школьника центр тяжести переносится от внешней стороны личности к ее внутренней стороне, от отражения более или менее случайных черт к характеру в целом.

Процесс профессио¬нального самоопределения предполагает анализ взаимодействия двух сис¬тем. С одной стороны, это личность как сложнейшая саморегулирующаяся система, с другой стороны - система общественного ориентирования мо¬лодежи в решении вопроса о сознательном выборе профессии. При этом процесс профессионального самоопределения обусловлен возникновени¬ем, расширением и углублением деятельности субъекта, реализующей его связь с факторами профессии.

Психологическое содержание процес¬са профессионального самоопределения состоит не только в направленно¬сти на выбор конкретной профессии, но и в нахождении внутренних, пси¬хологических оснований этого выбора, возникает потребность в осознании собственных качеств и возможностей в связи с задачей определения жиз¬ненного пути.

Субъективно эта духовная потребность переживется юно¬шами и девушками как стремление понять свое призвание, разобраться в возникающих колебаниях и сомнениях.

В этой связи содержание процесса профессионального самоопределения включает знания о субъективных основаниях своего выбора, ориентировку в самом себе, необходимую для регулирования собственной активности. Эта задача разрешима, поскольку ограниченность профессионального само¬сознания в ранней юности обусловлена не.столько возрастными особенно¬стями, сколько ограниченностью опыта трудовых отношений и психологи¬ческой непросвещенностью, то есть факторами, поддающимися коррекции.

Потребность в профессиональном самоопреде¬лении является одним из важных психологических новообразований стар¬шего школьного возраста.

В отношении подросткового возраста выбор профессии может быть осуществлен под влиянием случайно возникшего интереса или других обстоятельств (подражание то¬варищам, влияние родителей). При этом подростки часто практически ни¬чего не знают об избранной профессии или имеют поверхностное пред¬ставление о ней.

На стадии формирования профессиональных намерений сущест-венное значение для динамики профессионального самоопределения име-ют: жизненные перспективы, реализуемые в представлениях о будущих профессиональных достижениях; прошлый опыт личности; уровень разви-тия ее специальных способностей; содержание образования; престижность профессии или специальности; уровень первоначальной ориентировки в различных сферах профессиональной деятельности.

Следует отметить также, что динамика профессионального самоопределения характеризуется противоречиями.

Наиболее общим из них является противоречие между потребностью человека в профессиональном самоопределении (которая в различных случаях может выражаться как потребность в приобретении определенного социального статуса, в самореализации, самоутверждении) и отсутствием необходимых знаний о профессии, о себе, о мире профес-сионального труда. Одним из компонентов профессиональ¬ного самоопределения выступает жизненный план.

Так, жизнен¬ный план в точном смысле этого слова возникает только тогда, когда предметом размышлений становится не только конечный результат, но и способы его достижения, путь, по которому намерен следовать человек, и те объективные и субъективные ресурсы, которые ему для этого понадо¬бятся. Он возникает в результате общения со взрослыми, в процессе кото¬рого уточняются мотивы выбора.

Список Литературы

  1. Климов Е.А. Развивающийся человек в мире профессий. - Обнинск, 1993.- 55 с.
  2. Рубинштейн C.JI. Основы общей психологии: в 2 т. - М., 1989. - 488 с.
  3. Шавир П.А. Психология профессионального самоопределения. - М., 1981. -95с.
  4. Кудрявцев Т.В., Шегурова В.Ю. Психологический анализ динамики самоопределения личности. // Вопросы психологии. - 1983. - № 2. - С. 37-39.
  5. Кон И.С. Психология юношеского возраста. - М., 1979, С. 175.
  6. БожовичJI.И. Проблемы развития мотивационной сферы ребенка // изучение мотивации поведения детей и подростков / Под ред. Л.И. Божович и Л.В. Благонадежной. -М.: Педагогика, 1972. - С.7-44.