Евразийский
научный
журнал
Заявка на публикацию

Срочная публикация научной статьи

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

Особенности правового регулирования третейской формы защиты нарушенных или оспоренных гражданских прав

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Иадзе Давид Гочевич
Рубрика: Юридические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №6 2017»  (июнь, 2017)
Количество просмотров статьи: 2334
Показать PDF версию Особенности правового регулирования третейской формы защиты нарушенных или оспоренных гражданских прав

Иадзе Давид Гочевич,
магистрант 2 года очной формы обучения
Федерального государственного бюджетного
образовательного учреждения высшего образования
«Кубанский государственный аграрный университет
имени И.Т. Трубилина»
E-mail: dato.iadze@mail.ru

Одним из широко известной формой защиты прав является обращение в третейский суд. В ст. 11 ГК РФ третейский суд называется среди других органов, то есть суда и арбитражного суда, которые осуществляют защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав. В соответствии со ст. 11 ГК РФ защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляют в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд или третейский суд.

Значение этого института подчеркивается в правовых позициях Конституционного Суда РФ. Конституционный Суд РФ отмечает, что обращение в третейский суд является общепризнанным в современном правовом обществе способом разрешения гражданско-правовых споров, проистекающим из свободы договора [1].

Не вызывает сомнений, что бизнес использует третейское разбирательство для разрешения споров.

С началом экономических реформ в Российской Федерации появились первые постоянно действующие третейские суды, сначала в биржевой сфере, а затем и в других сферах.

Так, достаточное широкое распространение получила практика, когда третейские суды создаются и функционирую рассматривают споры, возникающие между хозяйствующими субъектами, входящими в крупные холдинги. Не редко, в таких холдингах принимается решение о необходимости во все договоры организаций, которые входят в холдинг, арбитражного соглашения.

В результате такой практики с помощью третейского разбирательства рассматривается значительное число споров.

Помимо данных судов, функционирует другие постоянно действующие третейские суды. Меньшее распространение получили третейские суды ad hoc (рассматривающие конкретный спор).

Как известно, среди различных аспектов оценки привлекательности того или иного национального рынка далеко не последнюю роль играют вопросы правового регулирования порядка разрешения коммерческих споров

Федеральный закон от 29.12.2015 N 382-ФЗ «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации» (далее — Закон об арбитраже) является основным нормативным правовым актом, который регулирует порядок образования и деятельности третейских судов (арбитража) в Российской Федерации. Помимо этого Закон об арбитраже имеет правовую регламентацию и иных вопросов деятельности третейских судов: правовой статус третейских судей, гарантии их деятельности и пр.

В то же время, в отличие от ранее действовавшего Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 102-ФЗ "О третейских судах в Российской Федерации« [2], Закон об арбитраже отказался от регламентации важных вопросов, связанных с третейским разбирательством: содействия третейским судам в получении доказательств, оспаривания решений третейского суда и выдачи исполнительного листа на принудительное исполнение решений третейского суда. Эти вопросы теперь регулируются соответствующими нормами ГПК РФ и АПК РФ. Нормы, регламентирующие деятельность третейских судов и исполнение их решений, содержатся и в иных нормативных правовых актах. К таким актам относятся в первую очередь АПК РФ и ГПК РФ.

Так, например, в АПК РФ вопросам третейского разбирательства посвящена гл. 30 («Производство по делам, связанным с выполнением арбитражными судами функций содействия и контроля в отношении третейских судов»). В ГПК РФ вопросы третейского разбирательства урегулированы аналогичным образом.

Следует отметить, что ряд положений о третейском суде и третейском разбирательстве содержатся в ГК РФ. Например, в ст. ст. 11 ГК, говорится, что защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд или третейский суд.

Закон об арбитраже применительно к институтам третейского разбирательства использует терминологию, которая признана в мире. Если ранее применительно к внутреннему третейскому суду законодатель избегал использования термина «арбитраж», то в новом Законе об арбитраже этот термин используется и отношении внутреннего третейского разбирательства. Таким образом, термины «третейский суд» и «арбитраж» используются как синонимы. Кроме того, термин «арбитраж» использован и в значении «третейское разбирательство».

Компетенция третейских судов определена в ч. 3 ст. 1 Закона об арбитраже. Общее правило состоит в том, что в арбитраж (третейское разбирательство) по соглашению сторон могут передаваться споры между сторонами гражданско-правовых отношений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Эта формула представляется менее удачной, нежели в Законе о третейских судах, однако суть отражаемого понятия не изменена.

В основе указанной нормы лежит доктрина арбитрабельности споров. В рамках этой теории обосновывается свойство споров быть предметом арбитражного (третейского) разбирательства. Перечень споров, которые не могут быть переданы на рассмотрение третейского суда, предусмотрен ст. 33 АПК РФ и ст. 22.1 ГПК РФ. Федеральным законом могут быть установлены и иные ограничения на передачу споров на разрешение третейского суда.

Такие ограничения установлены, например, Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» [3], в соответствии с которым дела о несостоятельности рассматриваются арбитражным судом.

Список литературы

  1. По делу о проверке конституционности положений пункта 1 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 2 статьи 1 Федерального закона «О третейских судах в Российской Федерации», статьи 28 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», пункта 1 статьи 33 и статьи 51 Федерального закона «Об ипотеке (залоге недвижимости)» в связи с запросом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации": Постановления от 26 мая 2011 г. 10-П и от 18 ноября 2014 г. 30-П// Собрание законодательства РФ. 2011. N 23. Ст. 3356.
  2. О третейских судах в Российской Федерации: Федеральный закон от 24.07.2002 N 102-ФЗ, в ред. от 21.11.2011 № 327-ФЗ //СЗ РФ.2002. N 30. Ст. 3019; 2011. N 48. Ст. 6728.
  3. О несостоятельности (банкротстве): Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ, в редакции Федерального закона от 03.07.2016 № 360-ФЗ //Собрание законодательства РФ. 2002. N 43. Ст. 4190; 2016. N 27. (часть II). Ст. 4293.