Евразийский
научный
журнал

Особенности организации самостоятельной работы при изучении иностранного языка

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Петухова Галина Николаевна
Рубрика: Педагогические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №12 2019»  (декабрь, 2019)
Количество просмотров статьи: 323
Показать PDF версию Особенности организации самостоятельной работы при изучении иностранного языка

Петухова Галина Николаевна
ст. преподаватель кафедры английского языка
ГГУ им. Ф. Скорины
Беларусь, г. Гомель
E-mail: petukhov@tut.by

Одной из основных задач современной методики обучения иностранному языку является ориентация студентов на активную самостоятельную работу и на создание условий для их самовыражения и саморазвития. В настоящее время с появлением Интернета, различных мультимедийных средств и гаджетов самостоятельная работа становится более разнообразной и интересной. А изменения в программах обучения иностранному языку свидетельствуют о том, что это одно из основных направлений организации практической работы.

Курс иностранного языка на естественных факультетах предполагает обучение студентов возможности извлечения технической информации в области своей профессиональной деятельности из разного рода источников. Задача преподавателя заключается в том, чтобы правильно организовать работу студентов на практических занятиях, но и научить их самостоятельно искать нужный материал, воспринимать аудиозаписи на иностранном языке, писать деловые письма, электронные сообщения.

В такой ситуации большую роль играет личность преподавателя и избранная им методика преподавания, призванные продемонтрировать студенту не только способы обогащения знаний по английскому языку, но и возможности их применения на практике. При этом основная задача студентов — стремиться успешно овладевать знаниями, умениями и навыками и проявлять стремление самостоятельно искать и оценивать необходимый материал. Научить студентов учиться самостоятельно — одна из важнейших задач.

Активность в обучении не всегда является врожденным фактором. Эта черта формируется в процессе познавательной деятельности и характеризуется стремлением к познанию, умственным напряжением и проявлением нравственно-волевых качеств. Иногда студенту не просто понять новое явление и даже воспроизвести материал по образцу, не говоря о том, чтобы проникнуть в суть проблемы, увидеть связь между явлениями и, тем более самостоятельно, без участия преподавателя, найти решение при затруднениях, перенести полученные знания и способы деятельности в новые условия. Это, безусловно, требует от студента инициативности, упорства и настойчивости в достижении цели, широких и стойких познавательных интересов. В таком случае преподавателю следует помочь студентам активизировать скрытые возможности и продемонстрировать способы самостоятельного решения стоящих перед ними задач.

При организации самостоятельной работы на практических занятиях и дома следует четко проговаривать цели и задачи конкретного задания. Можно дать рекомендации, какими гаджетами пользоваться, какие сайты посещать и как оформить задание. Правильное оформление работы способствует тому, что студенты приучаются к аккуратной четкой работе. При этом у них есть возможность свободно и, с их точки зрения, рационально распоряжаться своим временем для выполнения заданий.

Самостоятельная деятельность предполагает свободный выбор со стороны обучаемых, лишь иногда гибко направляемый преподавателем. Поэтому преподавателю необходимо искать такие формы работы, при которых отсутствует жесткое управление, чтобы студент не выступал только в роли исполнителя, а был готов к постоянному самообучению и самосовершенствованию. Только в этом случае работа станет желанной, интересной и позновательной, но не вынужденной.

Активная самостоятельная деятельность лучше всего проявляется на внеаудиторных занятиях. В этом случае у студента есть возможность не только самостоятельно найти информацию, обработать ее, выполнить задание и правильно оформить материал, но и определить его пользу и нужность. Вместе с тем, активная внеаудиторная деятельность сказывается на общем уровне владения языком и отражается на процессе обязательного обучения. Главное, чтобы такая работа носила системный характер.

При планировании создания проектов или программ исследования в рамках самостоятельной работы полезно сотрудничество с преподавателями спецальных дисциплин и фирмами, предприятиями. Они помогут определить тематику и возможные источники дополниттельной информации.

Таким образом, выполняя самостоятельную работу, студент не только получает информацию, воспринимает ее, но и воспроизводит ее в общении с другими студентами и преподавателем. Хорошо организованная самостоятельная работа положительно влияет на мотивацию и формирование личности. При этом преподавателю стоит показать студентам, каких результатов они достигли, чтобы они смогли увидеть свой рост в области получаемых знаний, а это придаст уверенности в себе. От этого во многом зависит дальнейшая успеваемость и продвижение в процессе обучения.

Литература

  1. Артемов, В.А Психология обучения иностранным языкам / В.А. Артемов. — М.: Просвещение, 1969.
  2. Поляков, О.Г. Теоретические и практические аспекты разработки профильно-ориентированных программ по английскому языку / О.Г. Поляков // ИЯШ / — 2004/ — № 7. — С. 12-17.