Евразийский
научный
журнал

Особенности нормативного регулирования конкуренции в России

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Саламов Висхан Нашахоевич
Рубрика: Юридические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №7 2017»  (июль, 2017)
Количество просмотров статьи: 832
Показать PDF версию Особенности нормативного регулирования конкуренции в России

Саламов Висхан Нашахоевич
студент 4-го курса
направления юриспруденция
юридического факультета
ФГБОУ ВО Чеченский государственный университет
E-mail: m.istamulova@mail.ru

Развитие в Российской Федерации системы рыночных отношений послужило серьезным стимулом для поступательного формирования конкуренции во всех сферах экономической деятельности.

Конкуренция, как экономическое, так и правовое явление, представляет собой необходимый и важный признак развитой современной экономики. Благодаря конкуренции обеспечивается необходимый стимул, направленный на повышение качества производимой продукции, наращивание объемов производства, формирование наиболее обоснованной цены товаров, качественной и достоверной рекламы.

В современной рыночной экономике основополагающим понятием является конкуренция. Конкуренция — соперничество между отдельными субъектами рыночного хозяйства, участниками рыночной экономики за обеспечение лучших, наиболее выгодных условий сбыта товаров и услуг, удовлетворения разнообразных потребностей покупателей. Конкуренция побуждает производителей и потребителей постоянно искать новые пути и способы производства, сбыта и потребления, то есть конкуренция — это постоянный поиск, постоянная борьба. Причем, с одной стороны, она обеспечивает производителю постоянный спрос, а значит и прибыль, с другой стороны, производитель не получит ничего, если не будет отвечать требованиям потребителей, таким образом обеспечиваются и их интересы. Конкуренция выражается в этом разнообразии, часто взаимоисключающих интересов разных субъектов рынка, в их уступках, разнонаправленных действиях, в неудачах одних и успехах других. Конкурентная борьба — это механизм, который помогает экономике двигаться вперёд, совершенствоваться в постоянно меняющихся внешних и внутренних условиях.

Формирование и развитие рыночной экономики не исключает роли государства в данном процессе, так как благодаря контролю и вмешательству в необходимых случаях государственного регулятора, обеспечивается должное соблюдение законодательства в вопросах обеспечения здоровой конкурентной среды. Важность государственного контроля в сфере конкуренции обусловлена самим характером рыночных отношений, участниками которых являются хозяйствующие субъекты различных масштабов. В подобной ситуации крупные рыночные игроки имеют возможность посредством внутренних соглашений и обязательств устранить неугодных конкурентов, что недопустимо в современных условиях.

С 5 января 2016 года вступил в силу ряд существенных изменений в Федеральный закон от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции, Закон), известных как «четвертый антимонопольный пакет». В числе поправок — замена действующей статьи 14 Закона о защите конкуренции, посвященной недобросовестной конкуренции, новой главой 2.1.

Идея расширить и конкретизировать антимонопольное законодательство в сфере недобросовестной конкуренции прорабатывалась уже давно. Еще весной 2014 года ФАС России разработала концепцию новой главы Закона о защите конкуренции, посвященной недобросовестной конкуренции. Данная концепция учитывала зарубежную практику (в частности, практику Германии), а также накопившийся опыт судов и антимонопольных органов по применению статьи 14 Закона о защите конкуренции.

Основным направлением деятельности являлось установление в законе детальных запретов на различные по своей сущности недобросовестные действия хозяйствующих субъектов. Разделение и конкретизация составов были призваны в первую очередь упростить понимание запретов субъектами рынка.

Деятельность антимонопольной политики в Российской Федерации достаточно спорная, прийти к общему мнению сложно. Ясно то, существует множество проблем, которые необходимо решать. Российская Федерация постоянно развивается, развивается рынок, развиваются и институты. Для успешного функционирования всей системы необходима конкуренция, а одним из способов обеспечения конкуренции является эффективная антимонопольная политика. Таким образом, можно прийти к выводу, что необходима разработка, создание и реализация комплексных мер, обусловленных диалектическим единством достоинств и недостатков монополистической организации рынка, с учетом актуальных общественных проблем и потребностей.