Евразийский
научный
журнал
Заявка на публикацию

Срочная публикация научной статьи

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

Особенности наследования исключительных прав на произведение

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Гапанович Алина Владимировна
Рубрика: Юридические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №6 2016»  (июнь)
Количество просмотров статьи: 6910
Показать PDF версию Особенности наследования исключительных прав на произведение

Гапанович Алина Владимировна
Санкт-Петрбургская юридическая академия, г. Санкт-Петербург

Из анализа законодательства о наследовании и об интеллектуальной собственности следует, что порядок наследования имущественных прав на произведение подробно не урегулирован, в связи с чем является необходимым определить специфику наследования прав на произведение и сформировать теоретическую основу особенностей наследования авторских прав.

Исходя из правовой природы авторских прав следует, что к наследнику может переходить широкий круг имущественных и иных связанных с ними прав, а также требований, которые не указаны непосредственно в статье 1270 ГК РФ, в том числе имущественные права автора или иного правообладателя на использование произведения, право на получение начисленных, но не полученных ко дню смерти выплат, вытекающих из договоров авторского заказа, вознаграждения за использование работодателем служебного произведения.

В соответствии с пунктом 7 статьи 1235 ГК РФ при переходе имущественных прав на произведение к наследнику лицензионный договор сохраняет свое действие на указанный в нем срок на тех условиях, на которых он был заключен, следовательно, к наследнику переходят права лицензиара, включая право на получение лицензионного вознаграждения.

Также к наследнику могут переходить права на получение вознаграждения наследодателя-композитора, произведения которого вошли составной частью в аудиовизуальное произведение, право следования, право на обнародование произведения, если автор-наследодатель прямо не запретил его обнародовать, право на получение вознаграждения от пользователей или авторских обществ в случаях, когда использование произведения допускается законом без согласия автора, но с выплатой вознаграждения, право на получение компенсационного вознаграждения за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений, а также правомочия по защите личных неимущественных прав (права на имя, неприкосновенность произведения и др.).

Изложенная позиция соответствует сложившейся судебной практике. Согласно пункту 91 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.05.2012 № 9 «О судебной практике по делам о наследовании» в состав наследства входят также иные интеллектуальные права, не являющиеся исключительными, если они относятся к числу имущественных прав наследодателя [1].

Право следования в отношении произведений изобразительного искусства, авторских рукописей (автографов) литературных и музыкальных произведений в соответствии с пунктом 3 статьи 1293 ГК РФ неотчуждаемо, но переходит к наследникам автора на срок действия исключительного права на произведение.

Право на вознаграждение за служебные результаты интеллектуальной деятельности, причитающееся работнику - автору служебного произведения, служебного изобретения, служебной полезной модели или служебного промышленного образца, служебного селекционного достижения, служебной топологии (абзац третий пункта 2 статьи 1295, абзац третий пункта 4 статьи 1370, пункт 5 статьи 1430, пункт 4 статьи 1461 ГК РФ), переходит к его наследникам, поскольку договор между работодателем и работником, которым определяются размер, условия и порядок выплаты такого вознаграждения, по своему характеру является гражданско-правовым.

Аналогично действует механизм наследования названного права в случаях, когда судом установлено, что положения, которыми определяется выплата вознаграждения, включенные в содержание трудового договора, фактически устанавливают гражданско-правовые обязательства сторон.

На настоящий момент открытым остается вопрос определения стоимости исключительного права (и иных прав), входящих в состав наследства. Практическое значение определения стоимости наследуемых авторских прав проявляется для целей налогообложения, а также при возникновении спора между наследниками или иными правообладателями.

В этой связи целесообразным представляется осуществление оценки прав, переходящих в порядке наследования, в порядке, установленном статьей 1115 ГК РФ.

На законодательном уровне установлены случаи, при которых авторские права могут переходить в порядке наследования, но не могут быть реализованы наследником. Например, в ситуации, при которой наследодатель без согласия автора осуществил литературный перевод произведения.

В рассматриваемом случае наследодателем создан производный результат творческой деятельности, выраженный в объективной форме и заключающийся в переводе произведения с одного языка на другой.

Однако если отсутствует договор или разрешение автора на перевод произведения, ни сам переводчик, ни его наследники до получения согласия автора или, в свою очередь, его наследников или иного правообладателя, перевод использовать не вправе, кроме случаев, если оригинальное произведение перешло в общественное достояние.

К наследникам производных или составных произведений права переходят с учетом условий и обременений, которые указаны в договорах, заключенных между наследодателем как автором производных или составных произведений с автором или правообладателем оригинальных произведений.

При наследовании по закону возникает вопрос о том, как наследник может узнать о своих правах на то или иное произведение и каким образом он будет подтверждать нотариусу, что наследодатель действительно обладал имущественными правами на произведение и был либо его автором, либо правообладателем.

В пункте 14 Методических рекомендаций по оформлению наследственных прав, утвержденных Федеральной нотариальной палатой, Протоколом от 28.02.2007, предусмотрено, что на наследуемое имущество, в том числе на имущественные права, должны быть представлены документы, подтверждающие принадлежность наследодателю имущественных прав на день открытия наследства [2].

Приведенная формулировка не учитывает, что не во всех случаях имущественные права могут быть удостоверены или подтверждаться каким-либо документом.

Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений [3], а также пункт 4 статьи 1259 ГК РФ устанавливают, что для возникновения авторского права не требуется соблюдение каких-либо формальностей. Авторское право распространяется на любые произведения, выраженные в объективной форме.

Согласно позиции, изложенной в пункте 83 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.05.2012 № 9 «О судебной практике по делам о наследовании», при возникновении спора о принадлежности наследодателю исключительного права на результат интеллектуальной деятельности, который не подлежит в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации государственной регистрации (в частности, на произведение науки, литературы, искусства), судам следует учитывать, что факт принадлежности исключительного права конкретному лицу может быть подтвержден любыми доказательствами (статья 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации): объяснениями сторон и других лиц, участвующих в деле, показаниями свидетелей, письменными и вещественными доказательствами.

Факт учета произведения в организации по управлению правами на коллективной основе (в том числе получившей государственную аккредитацию) подлежит оценке наряду с другими доказательствами по делу (пункт 4 статьи 1259 ГК РФ, статья 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Вместе с тем, изложенный подход может повлечь злоупотребление правом со стороны недобросовестных наследников, в связи с чем представляется важным выработать более четкие критерии доказывания наследниками своего права на получение наследства.

Существует несколько способом подтверждения наличия у наследодателя прав на произведение.

Во-первых, если имеется экземпляр произведения, то на основании статьи 1257 ГК РФ автором произведения признается лицо, указанное на экземпляре этого произведения. Многие авторы, предполагающие коммерческое использование своего произведения, осуществляют его депонирование в Российском авторском обществе, куда также наследник или нотариус может направить запрос.

Во-вторых, в определенных ситуациях у наследника имеется возможность подтвердить авторство наследодателя или факт обладания наследодателем имущественными правами на произведение через доказывание факта существования договорных отношений, например, договора авторского заказа, служебного задания на создание произведения, договора об отчуждении исключительных прав на произведение, соглашения об отступном, когда вместо исполнения одного обязательства должник передал кредитору имущественные права на произведение.

В-третьих, факт наличия у наследодателя имущественных прав на произведение может быть подтвержден судебным актом, например, при признании авторства или обращении взыскания на имущественные права предшествующего правообладателя или его наследников.

В доктрине права существует точка зрения, что права наследника должны подтверждаться наличием у него надлежащим образом оформленного свидетельства о праве на наследство. Никакие иные документы в качестве доказательств наследования исключительных прав на произведения рассматриваться не могут[4].

Представляется целесообразным законодательно закрепить возможность подтверждения факта наличия у наследодателя соответствующих имущественных прав путем представления вышеуказанных документов, исключив возможность ссылаться на свидетельские показания и иные косвенные доказательства.

Рассматривая процедуру наследования исключительных прав на произведение следует обратить внимание на то, что на практике возможно возникновение следующей проблемы.

Статьей 1112 ГК РФ установлено, что в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.

На основании положений статьи 1153 ГК РФ наследство может приниматься подачей по месту открытия наследства нотариусу или иному должностному лицу, уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство, заявления наследника о принятии наследства, либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство, либо на основании установленной возможности признания, если не доказано иное, того, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности, если наследник:

  • вступил во владение или в управление наследственным имуществом;

  • принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц;

  • произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества;

  • оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.

Следовательно, в случае, если наследник, не подавая заявления о вступлении в наследство нотариусу, например, в связи с отсутствием недвижимого имущества и транспортных средств, осуществил принятие наследства путем совершения действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства, в частности, отдал долг по договору займа за наследодателя, то этим наследником принято все причитающееся ему наследство, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось.

Наследование - это универсальное правопреемство, означающее, что принятие наследником части наследства автоматически влечет получение всего наследства, которое также может состоять из имущественных прав на произведение.

A.A. Рубанов обращает внимание на то, что в приведенном случае наследник относится к наследственному имуществу как к своему собственному и тем самым проявляет намерение приобрести наследство [5].

При этом существует точка зрения, согласно которой является неприемлемым применение к исключительному авторскому праву возможности фактического принятия наследства. Например, В.Н. Гаврилов полагает, что в случае наследования авторского права наследник должен до истечения шести месяцев со дня открытия наследства подать нотариусу заявление о принятии наследства, иным способом по его мнению такое наследство принять нельзя[6].

Иная точка зрения заключается в том, что применение порядка принятия наследства путем совершения фактических действий, является допустимым при наследовании авторских прав, поскольку подтверждением фактического вступления во владение наследственным имуществом в отношении авторского права могут выступать, в частности, принятие материальных носителей, в которых выражены произведения (рукописи, картины и т.д.), уведомление пользователей о правопреемстве, уведомление общественной организации, где состоял умерший.

Изложенные ограничительные подходы к толкованию положений гражданского законодательства представляются необоснованными. Фактическое принятие наследства путем вступления во владение и совершения иных действий должно распространяться на объекты авторского права, так как может возникнуть множество ситуаций, в которых наследник автора не обращается к нотариусу в силу незнания положений законодательства или по иным причинам, но фактически осуществляет действия, позволяющие ему вступить в наследство, в силу чего нет необходимости выполнять юридическую процедуру принятия наследства, в состав которого входят исключительные права на произведение.

На основании системного толкования положений статей 1112, 1152 и 1153 ГК РФ можно установить, что наследник вступает в свои права, совершив действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства. На этом основании такого наследника можно считать обладателем принадлежавших наследодателю, выступавшему в качестве автора или иного правообладателя, имущественных прав на произведение.

Наследник может призываться к наследованию по нескольким основаниям, а также вступить в наследство, используя не все имущество и имущественные права, а только часть из них, поскольку наследование представляет собой универсальное правопреемство. Так, если в состав наследства входят автомобиль и имущественные права на произведение, а наследник фактически начал использовать автомобиль, уплатил за него транспортный налог или совершил иные действия, предусмотренные законодательством, это означает, что имущественные права на произведение наследником также приняты.

Литература:

  1. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О судебной практике по делам о наследовании» от 29.05.2012 №9 // Российская газета. - 2012. - № 5800.

  2. Протокол Федеральной нотариальной палатой «Об утверждении методических рекомендаций по оформлению наследственных прав» от 28.02.2007 // СПС Консультант Плюс.

  3. Бернская Конвенция по охране литературных и художественных произведений от 09.09.1886 (ред. от 28.09.1979) // Бюллетень международных договоров. 2003. № 9.

  4. Близнец, И.А., Леонтьев, К.Б. Авторское право и смежные права: учебник / Под. ред. И.А. Близнеца. — М.: Проспект, 2012. — С. 67.

  5. Рубанов, A.A. Право наследования / Под ред. М.М. Славина. - М.: Московский рабочий. 1978. - С. 21.

  6. Гаврилов, В.Н. Наследование по новому российскому законодательству. - М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2002. –С. 51.