Евразийский
научный
журнал

Особенность изображения глаза в городе Тель-Брака, Сирии

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Дауд Махар
Рубрика: Искусствоведение
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №4 2016»  (апрель)
Количество просмотров статьи: 1602
Показать PDF версию Особенность изображения глаза в городе Тель-Брака, Сирии

Тель-Брак – это археологическое городище на территории сирийской провинции Эль-Хасеке (Аль-Хасака) в верховьях реки Хабур. Высота холма составляет около 40 м, длина около 1 км, а площадь около 130 гектаров. Первые раскопки Тель-Брака проводил британский археолог сэр Макс Маллоуэн  в 1937 -1938 гг.(1), а последние состоялись весной 2011 года. В истории Тель Брака, по данным археологических исследований, выделяют 5 основных периодов: 5 тыс. до н.э. -  период Халаф и Алубайд, 4 тыс. до н.э. – столица арабских земель - город Урра , 3 тыс. до н.э. – столица арабских земель - город Нинава, 2 тыс. до н.э. - период Нагара,  1 тыс. до н.э.- арамейский период.

Наиболее важные археологические находки были сделаны в храме Тель Брака: множество статуй людей и животных (изображения ежа, медведя, льва и других), большое количество золота, меди и слоновой кост. Но самая главная находка - это «идолы с глазами» (3500 - 3300 гг. до нашей эры), из-за которых храм был назван историками и археологами «музеем глаза». Макс Маллоуэн  считал, что на территории Тель Брака раньше находилось три храма, которым он дал названия в соответствии с цветом идолов: «храм серых глаз», «храм белых глаз» и «храм красных глаз», потому что идолы были изготовлены из различных материалов, таких как известковый камень, мыльный камень, алебастр и обожженная глина. К сожалению, из-за  войны в Сирии археологические работы приостановлены, и до сих пор никто не смог подтвердить эту гипотезу.

Зарубежным исследователям история этих работ неизвестна, и не ясна причина их появления. (Неизвестно также, какому божеству был посвящен храм)(2) К сожалению, существуют только субъективные мнения и предположения. Некоторые ученые, например, Мишель Меслен (Париж, 1926- Париж, 2010 г.), высказывают мнение, что эти идолы посвящены женскому божеству( богиня Астарта), но это предположение не всегда справедливо, поскольку некоторые идолы выполнены парами или группами (символизируют семью), что подразумевает и присутствие мужчин. Наиболее ясное представление о назначении этих фигурок существует у исследователей из арабских стран, потому что они стали глубже изучать культуру и общественную жизнь своих предков, что помогло прояснить многие вопросы. Хотя и среди них многие придерживались ошибочного мнения о том, что эти идолы были способны защитить от сглаза и дурного глаза. Дальнейшие исследования подтверждают, что это не так, особенно когда мы анализируем изображения большого количества богов и богинь арабских земель, которые выполнены с акцентом на глаза.

Джулиан Джейнс в своей книге «The Origin of Consciousness in the Breakdown of the Bicameral Mind» (1993 г.) отметил:

«Eye-to-eye contact in primates is extremely important. It is sufficient here merely to suggest that you are more likely to feel a superior’s authority when you and he are staring straight into each other’s eyes. An infant child, when its mother speaks to it, looks at the mother’s eyes, not her lips. This response is automatic and universal. There is a kind of stress, an unresolvedness about the experience, and withal something of a diminution of consciousness, so that, were such a relationship mimicked in a statue, it would enhance the hallucination of divine»

Джулиан близок к восточному пониманию коммуникации глазами, то есть связывал глаза с божественным, отмечал влияние изображения глаза на человека, на его эмоционалное состояние.

В сирийской арабской культуре понятие «глаз» связано со многими природными факторами. Наряду с названием органа зрения человека, с помощью слова «глаз» называют много вещей. Например, солнце, когда оно красного цвета или ярко сияет, называют «عين» (айн - глаз), источник, из которого вытекает вода и наша галактика тоже называются «عين» (айн - глаз). Кроме того, слово «عين»  связано с общественным положением человека, так называют главу армии, лидера,  драгоценность, что-то первостепенное. В фольклоре есть такое выражение: «ты на глазах», что означает «я тебя охраняю и защищаю от всех, всегда буду с тобой и обязательно исполню все твои мечты и желания». Самое главное и древнее значение слова «عين» - это «сущность и цельность», которое можно найти в сирийском арамейском словаре. В нашей литературе глаз - это центр красоты человеческого тела и души, поэтому в текстах поэм и стихов о любви, о красоте и душевном мире, и даже о божественном всегда есть упоминание о глазах. Они встречаются и в клинописных текстах, и в современной литературе. Часто название части глаза (ресницы, зрачок, глазное яблоко) заменяли имя любимого человека (использовали вместе с именем любимого человека),  чтобы показать, насколько сильна любовь. Другими словами, слово «глаз» вмещает в себя следующие понятия: «сущность», «единство», «способность к защите», «рождение», «первенство», « близость», «цельность», «центральность», все то, что  точно совпадает с религиозным содержанием в древней культуре Сирии 3500 г. до н.э.

Жители Тель-Брака поместили идолов с большими глазами в храме, чтобы найти защиту от опасностей (природных и политических катаклизмов, болезней), это символ человека, который ищет защиты у Бога, акцент на глаза символизирует язык молитвы. Во всех мировых религиях молитва – это способ общения, отношения с Божеством, в молитве отражены Его характерные особенности. Бог, которому посвящен храм  Тель Брака,  обладает свойствами, которые символизируют глаза. Можно также объяснить изображения семейных пар идолов как целое  молитвенное прошение к  Богу о сохранении семьи, мужа, жены и ребенка, лидера и.т.д. Возвращаясь к слову «عين», можно сказать, что это понятие у сирийского народа имеет особенный характер, оно может быть и женского и мужского рода, так же как и у идолов нет никаких отличий пола на изображениях. «Идолы с большими глазами» находятся в разных музеях мира: в Британском музее, Метрополитен-музее , музее Хартфорда и в национальных музеях Сирии, в городах Дамаск, Алеп и Дайр Эльзор. После войны и разрушения музеев на востоке Сирии, мародеры продали многие ценности в Европу. Сегодня в интернете продают большое количество копий идолов, и,  к сожалению, их выдают за сирийские археологические находки, но в руках торговцев эти изделия потеряли душу сирийского художника.

Археологи разделили идолов с глазами на три группы, на основе количества изображений в каждом идоле: моно-изображение, двойное изображение и групповое изображение. Кроме того, существуют две группы на основе изображения самих глаз: первая включает в себя идолов с круглыми глазами без бровей, большинство из них высотой от 1 до 3 см., два отверстия над шеей – это глаза, когда нет шеи, они расположены над телом. Изготовлены эти фигурки из глины и мрамора, но большинство из них не больше  3 см. в высоту и сделаны из камня. Обычно у таких идолов нет украшения на шее.

Вторая группа - это  идолы с овальными глазами и бровями, большинство из них высотой от 3 до 7.5 см. Изогнутая непрерывная линия бровей повторяет  верхний контур глаз, иногда глаза раскрашены темным цветом. Глаза широко открыты и зрачок похож по форме на овал глаза, расположен в центре, между шеей и телом видна линия ключиц.

Как и в современном мире, идолы отражали и экономические условия человека, более дешевые варианты идолов были без бровей, без украшений  и однотонные. Многие аналитики считают, что удлиненный лоб идола -  это конусообразный головной убор, принадлежность богов Месопотамии.

Линии и точки не всегда служат для украшения идола, иногда они изображают часть тела (например, руки матери на плечах ребенка), косу или показывают, сколько детей или членов семьи у изображаемого.

Литература

1- M.E.L. Mallowan, Excavations at Brak and Chagar Bazar, Iraq 9, pp. 1-259, 1947

2- Stephen Bertman (2005). Handbook to Life in Ancient Mesopotamia. p. 31