Евразийский
научный
журнал
Заявка на публикацию

Срочная публикация научной статьи

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

Основные проблемы социальной философии В.В. Берви-Флеровского

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Евланников Владимир Прокопьевич, Евланникова Галина Евгеньевна
Рубрика: Философские науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №2 2016»  (февраль)
Количество просмотров статьи: 2519
Показать PDF версию Основные проблемы социальной философии В.В. Берви-Флеровского

УДК 009, 001

Евланников Владимир Прокопьевич, д.ф.н., профессор кафедры философии, Евланникова Галина Евгеньевна, к.ф.н., доцент кафедры философии, Санкт-Петербургский Государственный экономический университет.  

Аннотация: Данная статья посвящена социальной философии одного из виднейших представителей народничества 70-х годов XIX века В.В. Берви-Флеровскому, который занимает положение, близкое к марксизму, и подготавливает предпосылки его формирование в России.

Ключевые слова: революция, народничество, политика, самодержавие, террор.

Традиционное деление народничества на либеральное и революционное, не способствует как адекватной оценке этих течений, так и творчества В.В. Берви-Флеровского. «Народничество как общественное движение и теоретическое направление, обладает своеобразным и неоднозначным комплексом философских и социологических идей» [5, с. 5]. Эти идеи достались как от европейских, так и русских материалистов, теоретиков народничества и революционеров «практиков». Учение Берви-Флеровского появилось позже концепций западных социалистов, которые явились его идейными источниками. Его взгляды формировались в тот период, когда еще не было уничтожено крепостничество и только начинались капиталистические преобразования в экономической и политической сферах. Основная проблема в России – ликвидация крепостного права и самодержавия, которая для Европы не являлась актуальной. Разрастался институт собственности, прогресс технологии производства, происходила секуляризация религиозного чувства, что вело к возникновению особых максималистских ересей, поэтому философия Берви-Флеровского проникнута протестантским духом и в его работах часто встречается библейский пафос обличения частной собственности и капитала – как первородного греха и мессианизм свободного от эксплуатации народа. В пореформенный период подобные радикальные учения в России падали на благодатную почву, философские утопии возникали на протяжении всей истории философской мысли. Радикализм – негативный атрибут развития человечества, сопровождающийся жестокими войнами и на Западе, и на Востоке; безжалостной политикой восточной деспотии, западного абсолютизма и современных тоталитарных режимов. Проявление радикализма революционных народников в России обладает национальной спецификой, вытекающей из особых свойств национального характера. Если социально-политическому радикализму Востока, свойственно самопожертвование и фанатизм, то радикализму Запада – своеволие и цинизм.

Радикальная социальная философия В.В. Берви-Флеровского замешана на отношении к власти и идеологии. Национальная специфика радикализма В.В. Берви-Флеровского коренится в своеобразии духовного строя общества, которое определяется тремя взаимодействующими факторами: геополитическим, климатическим и географическим положением страны. В.В. Берви-Флеровский одним из первых в России заявил о «подлости человека» и предупреждал, что если и удастся построить рай на земле, то человек рано или поздно может сотворить такое, что от него никто не ждет. Предвидя трагические события, В.В. Берви-Флеровский с болью писал о катастрофе, которая будет вызвана крайними формах нигилизма и благодушия, но и он не мог предугадать, какую цену заплатит Россия грядущему молоху социально-политического радикализма [2].

Он заявлял, что Россия не выйдет на уровень устойчивого развития, из-за противостояния правого и левого социально-политического радикализма, но никто из них в отдельности не сможет создать условия для благоприятного развития, так как их стихия – мятежи и бунты.

Народники считали, что политика не имеет своего конкретного содержания, ясных целей и становится средством для социально-политического произвола. Такое толкование противоречило утверждениям Аристотеля о том, что политика – продолжение этики, части научно-философского знания, без которого она вырождается в политиканство. Берви-Флеровский полагал, что народники, не учитывали в демократических фантазиях этический компонент, что привело к парадоксу, общество вместо творческих импульсов обрело новые проблемы, впало в состояние стагнации. Он отмечал, что именно представители маргинальных структур стремятся к радикальному и скорейшему решению всех своих проблем, не считаясь со средствами. В этих условиях не только тотальное копирование чужих демократических институтов, но и бездумная их декларация приносит непоправимый вред, так как это приводило не к выработке самостоятельной разумной политики, а к полному отказу от нее. Главным оправданием политической симуляции служило упование на то, что «рынок сам все отрегулирует» [1, с. 132].

Берви-Флеровский указывал на общие черты народнического социально-политического радикализма в России и инфантилизма, который служит питательной средой для непродуманных поступков, незрелых решений. За инфантильностью и агрессией стоит желание придать своим действиям больше значимости и веса. При всем разнообразии инфантильные проявления сводятся к двум формам: пассивной (конформизм) и активной (радикализм). Социально-политическим агрессивным инфантилизмом является активная склонность к деструкции.

Широк и психологический спектр его социальной философии: от социального скептицизма и пессимизма, до преобразовательной активности, готовности к замене существующих социальных институтов и сложившегося миропорядка. Если представить его теорию в политическом спектре общественной жизни, в виде лево-правого континуума, спектр которого обозначается триадой «левый фланг-центр-правый фланг», то Берви-Флеровский в основном присутствует в центре, критикуя своих соратников, пребывающих на его крайних полюсах.

Основы своего мировоззрения Берви-Флеровский впервые изложил в «Азбуке социальных наук», большая часть тиража которой была конфискована и уничтожена сразу после выхода в свет. Более полно его взгляды представлены в книге «Философия бессознательного, дарвинизм и реальная истина». Страстно мечтавший о времени, когда не будет социальной несправедливости, нищеты, национального угнетения, Берви-Флеровский видел причину общественных пороков в невежестве, а ключ к решению проблем – в просвещении. Во взглядах Берви-Флеровского на общественное развитие много наивного и утопического: люди обладают инстинктом равенства, гармонического развития. Раскрывая смысл этого инстинкта, он формулировал идеалистическую философскую концепцию развития природы, согласно которой вся природа одушевлена и стремится к гармонии (равенству). В живой природе и тем более в обществе этот процесс совершается сознательно. Он считал, что идея социального равенства, солидарности, заложена в человеке. Чем раньше она будет осознана, тем быстрее люди улучшат свою жизнь. Желая быть лучше понятым простыми людьми, в первую очередь крестьянами, будучи противником религии, называл систему своих взглядов новой рациональной религией братства, равенства без божества. В этой религии нет места эгоизму. Человек, рожден для счастья других, для блага общества. Однако Берви-Флеровский выделял в человеке и животное начало, которое породило мысль об эксплуатации и «разбойничье братство» (так он называл эксплуататорские классы). Спасаясь от «хищников» – эксплуататоров, трудящиеся выработали идею повиновения. Человечество разделилось на два слоя: «хищников», наслаждающихся своим богатством, и презираемых ими тружеников. Низшие классы превосходят высшие своей инстинктивной созидательной энергией, они двигатель прогресса. Многовековые старания «хищников» уничтожить саму идею равенства не увенчались успехом, поскольку она в природе человека. По Флеровскому, трудящиеся убедились – просвещение даст им избавление от власти «хищников». Открытая пропаганда против существующего строя сочеталась у Берви-Флеровского с проповедью возможности классовой гармонии. [3]

Ориентация социальной философии В.В. Берви-Флеровского на социальную революцию в теории означала обращение к философии революционной по духу и критической по отношению к государству [4]. Он утверждал, что революционное действие должно опираться на философский фундамент, таким образом, искал верную революционную теорию, но эти поиски не привели его к научному мировоззрению, а обусловили передовой образ мыслей, реалистическое воззрение на социальные и политические проблемы.

Библиографический список:

1. Берви-Флеровский В.В. Исследование по текущим вопросам. СПб, 1872.

2. Берви-Флеровский В.В. Смягчающие формы прогресса. «Дело». № 7. 1870.

3 Берви-Флеровский В.В. «Философия бессознательного, дарвинизм и реальная истина». СПб, 1878.

4. Евланников В.П. Теория революции в социологии В.В. Берви-Флеровского. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук / Санкт-Петербург, 1992.

5. Евланникова Г.Е. Социальная философия В.В. Берви-Флеровского. Монография. СПб: СПбГИЭУ, 2012.