Евразийский
научный
журнал
Заявка на публикацию

Срочная публикация научной статьи

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

Основные проблемы психологической социализации одаренных детей.

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Мищенко Елена Юрьевна
Рубрика: Психологические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №11 2017»  (ноябрь, 2017)
Количество просмотров статьи: 2269
Показать PDF версию Основные проблемы психологической социализации одаренных детей.

Мищенко Е.Ю.,
педагог-психолог
СОГБОУИ «Лицей имени Кирилла и Мефодия»,
г. Смоленск
Российская Федерация

Mishchenko E. Yu.,
educational psychologist
SRGBEIBS "Lyceum named of Kirill and Methodius"
Smolensk
Russian Federation

Ключевые слова: психологическая социализация, одаренные дети.

Аннотация. В статье даны основные особенности психологических проблем социализации одаренных детей.

The main psychological problems of socialization of cleverness children.

Keywords: psychological socialization, gifted children.

Abstract. In the article the main features of the psychological problems of socialization of cleverness children.

Одаренность по-прежнему остается загадкой для большинства детей, учителей и многих родителей. Для широкой общественности — же наиболее важными проблемами являются не столько научные основания одаренности, сколько, прежде всего, их реальные жизненные проявления, способы выявления, развития и социальной реализации. Забота об одаренных детях сегодня — это забота о развитии науки, культуры и социальной жизни завтра. Существуют способы выявления таких детей, вырабатываются программы помощи им в реализации своих способностей. Однако проблема диагностики и развития одаренных и талантливых детей на всех этапах их обучения, проблема понимания детьми своей одаренности и личной ответственности за творческую самореализацию существует. Проблемы одаренности изучали, как отечественные, так и зарубежные психологи: Матюшкин А.М. в работе «Концепция творческой одаренности», Савенков А.И. в работе " Психология детской одаренности«, Слободчиков В.И., Исаев Е.И. в работе «Психология развития человека», Дж. Гилфорд, П. Торренс, Ф. Баррони т. д.

В статье рассмотрим основные аспекты концепции одаренности А.М.Матюшкина. Эта концепция предполагает внутреннюю мотивацию как основное условие, необходимое для проявления творческих возможностей, к обнаружению проблем, поиску оригинального решения и саморегуляции процесса, образному представлению и воображению,позволяет преодолеть односторонние представления о высших способностях как преимущественно интеллектуальных; позволяет раскрыть одаренность как общее основания творчества в любой профессии, дает возможность использовать накопленный научный материал для психологической помощи одаренному ребенку,родителям, воспитателям творческих детей. Психологической подготовки учителя, способного помочь творческим учащимся.Опираясь на вышеизложенную концепцию, нужно сделать акцент на некоторые психосоциальные черты свойственные талантливым детям:

1. Сильно развито чувство справедливости, проявляющееся очень рано. Они устанавливают высокие требования к себе и окружающим и живо откликаются на правду, справедливость, гармонию и природу.

2. Яркое воображение рождает несуществующих друзей и целую фантастическую жизнь, богатую и яркую. Спустя много лет часть из них как в работе, так и в жизни сохраняют элемент игры, изобретательность и творческий подход

3. Для одаренных детей характерны преувеличенные страхи, поскольку они способны вообразить множество опасных последствий. Они также чрезвычайно восприимчивы, эмоционально зависимы, нетерпеливы.

4. Они обладают отличным чувством юмора, любят смешные несоответствия, игру слов, шутки.

5. Им недостает эмоционального баланса, в раннем возрасте одаренные дети нетерпеливы и порывисты.

6. Эгоцентризм в этом возрасте, как и у обычных детей.

7. Нередко у одаренных детей развивается негативное восприятие самого себя, возникают трудности в общении со сверстниками.

8. Изучение тревожности подростков показало, что высокой тревожностью обладают дети с нестандартным креативным мышлением, особенно ярко проявляются межличностная и учебная тревожность.

9. Кроме того, оригинальность творческого мышления часто оценивается окружающими как отклонение.

10. Одаренные дети намного быстрее своих сверстников проходят начальные уровни социальной адаптации.

11. В подростковом возрасте они часто как бы минуют фазу детского конформизма и оказывают сопротивление стандартным правилам, групповым нормам и внутригрупповым ориентациям на авторитарных лидеров.

12. Исследования показывают более высокую чувствительность одаренных детей к новым ситуациям, что приводит к особым трудностям.

Сегодня создаются специальные программы для работы с одаренными детьми. В нашем учебном заведении осуществляются всевозможные проекты психолого-педагогического сопровождения одаренных детей. В рамках одного из них, действует несколько программ сопровождения одаренных детей (" Позитивное общение«, «Арт-терапия», «Спасательный круг»), основными задачами которых являются, включение одаренных детей в социально значимую деятельность, повышение процессов адаптации, обучение умению общаться. Программы разработаны таким образом, что талантливые дети участвуют в различных мероприятиях, в том числе благотворительных, приобретая навыки социального партнерства.

В современном мире очень актуальны проблемы выявления, диагностики, прогноза, формирования, обучения и развития одаренных и талантливых детей. Правильное построение взаимоотношений одаренного ребенка с окружающим миром позволит ему наиболее полно проявить свои способности.

Итак, сохранение и развитие одаренности — это проблема прогресса общества, реализации его творческого потенциала и индивидуальных судеб.

Список литературы

  1. Матюшкин А.М., Матюшкина А.А. Что такое одаренность: выявление и развитие одаренных детей.Классические тексты-М.: Изд-во "Омега-Л",МПСИ,2008.-368с.
  2. Савенков А.И. Психология детской одаренности.-М.: Генезис.2010.-440с.