Евразийский
научный
журнал
Заявка на публикацию

Срочная публикация научной статьи

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

Основные проблемы и перспективы развития отечественного машиностроения

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Хахалева Светлана Сергеевна
Рубрика: Экономические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №6 2018»  (июнь, 2018)
Количество просмотров статьи: 8572
Показать PDF версию Основные проблемы и перспективы развития отечественного машиностроения

ХАХАЛЕВА СВЕТЛАНА СЕРГЕЕВНА,
преподаватель кафедры экономических
теорий и военной экономики Военного университета

Машиностроение является ведущей базовой отраслью экономики и ее главным системообразующим элементом, определяющим состояние производственного потенциала и обороноспособности государства, устойчивое функционирование всех отраслей промышленности и наполнение потребительского рынка. Продукция предприятий машиностроения поставляет средства производства во все области хозяйства и играет решающую роль в реализации достижений научно-технического прогресса. Создание конкурентоспособной инновационной российской экономики невозможно без модернизации машиностроительного комплекса как основы всей промышленности.

Главной проблемой машиностроительной отрасли на современном этапе продолжает оставаться изношенность основных фондов, которая составляет в среднем от 40 до 50% [9] Российская машиностроительная отрасль как отечественный поставщик машин и оборудования производственным предприятиям в качестве основы перехода к конкурентоспособному производству нуждается в поиске способов организации эффективного финансирования процесса обновления основных фондов, в том числе модернизации действующего оборудования в рамках реализации отраслевых планов по импортозамещению, улучшению использования производственных мощностей. Ситуация в отрасли остается достаточно неоднозначной, решить ее только при помощи рыночных механизмов нельзя, и, как показывает опыт, господдержка также не всегда является эффективной. Необходим комплекс мер, включающий как участие государства, рыночные модели, так и четко проработанную экономическую систему развития машиностроительной отрасли [4, с. 156].

К основным факторам, которые оказывают влияние на текущее состояние машиностроительной отрасли относятся:

1. оказание государственной поддержки военно-промышленного комплекса: в том числе, рост номенклатуры государственного оборонного заказа;

2. рост объема поставки по линии военно-технического сотрудничества РФ,

3. макроэкономические факторы.

За последние пять лет наблюдался ежегодный прирост объемов производства общества за счет увеличения номенклатуры государственного оборонного заказа и поставок продукции на экспорт.

Как показывают статистические данные, в 2014 году наблюдалось незначительное падение производства по причине отмены этапной сдачи продукции, но уже в 2015-2017 годах наблюдалось увеличение объема производства. Оно составило около 5 млрд. руб., что является максимальным показателем за пять лет [8, с. 116-123].

Одним из важнейших факторов успеха любого предприятия является его кадровый потенциал. Машиностроение — это отрасль, которая нуждается в непрерывном развитии, постоянном совершенствовании существующих технологий и внедрении новы [1]. Без подготовленных кадров высокой квалификации невозможны ни эффективное и быстрое освоение новых технологий, ни рост производительности труда, ни повышение конкурентоспособности предприятия. Препятствием для найма высококвалифицированных сотрудников часто становится большая разница в финансовом положении машиностроительных предприятий. Потребность предприятий машиностроительной отрасли в персонале отражает диаграмма 1.


Анализируя данные диаграммы, можно заметить, что основная потребность предприятий машиностроения состоит в сотрудниках рабочих специальностей и конструкторах. Руководители высшего и среднего звена, а также непроизводственные специалисты (экономисты, бухгалтеры, юристы) гораздо менее востребованы.

Можно выделить следующие основные направления модернизации машиностроительной отрасли:

1. Активизация процессов импортозамещения. На данный момент существует большая вероятность продления санкций против России со стороны других государств. Но существенно повлиять на техническую составляющую отрасли машиностроения они не смогли, однако экономическая уверенность и стабильность наших предприятий значительно пошатнулась.

2. Привлечение новых источников инвестирования. Несмотря на то, что инвестиции не влияют на прямую на повышение эффективности деятельности предприятий машиностроительной отрасли, они играют большую роль в других областях, таких как замена оборудования, повышение эффективности деятельности рабочего персонала и т.д.

3. Разработка, использование передовых технологий и современного оборудования с целью обеспечения роста производительности труда. Необходимо наращивать прямую взаимосвязь предприятий машиностроения с ведущими техническими и экономическими институтами России.

4. Модернизация технологической базы на предприятиях. Законодательная и нормативная база государства постоянно меняется, но не все предприятия своевременно приводят их к новым требованиям, поэтому необходимо усилить в данной сфере контроль как внутренний (на самом предприятии), так и внешний (со стороны контролирующих органов).

5. Формирование потенциала отрасли для развития на мировых рынках за счет повышения производственной эффективности и энергоэффективности.

6. Разработка новой структурной организации работы отрасли. Текущая модель отрасли, которая функционирует на данный момент, устарела и не отвечает современным требованиям [7, с. 118-125].

7. Создание условий для привлечения квалифицированной рабочей силы. Необходимо пересмотреть трудовые условия для рабочего персонала: создать более привлекательные условия труда, дополнительные дни к отпуску за отличный труд, более гибкую систему оплаты труда.

8. Освоение рынка, как в России, так и за рубежом. Необходимо организовывать взаимодействие российских предприятий с зарубежными, чтобы им было проще выходить на зарубежный рынок.

9. Разработка и реализация совместно с банками государственных программ поддержки предприятий. В связи с неблагоприятной обстановкой на мировом рынке российская отрасль машиностроения нуждается в дополнительном финансировании. Это возможно осуществить совместно с государственными программами поддержки предприятий и банковским сектором: необходимо снизить процентные ставки при кредитовании предприятий с помощью государства.

10. Обеспечение налоговых преференций для создаваемых вновь или подвергаемых коренной реконструкции предприятий. В связи с кризисом мировой экономики многие предприятия, стараясь остаться на плаву, модернизируют своё производство, но эти действия требуют огромных затрат. Вот для того чтобы их снизить, необходимо существенно снизить налоговые ставки для таких предприятий или объявить на момент их реконструкции налоговые каникулы. Тем самым предприятия получат дополнительные средства, которые облегчат мероприятия по их реконструкции.

Реализация описанных направлений модернизации машиностроения позволит улучшит следующие индикаторы (показатели) развития отрасли: индекс промышленного производства; индекс производительности труда; индекс физического объема инвестиций в основной капитал; индекс прироста высокопроизводительных рабочих мест.

Такими образом, несмотря на существенные трудности, машиностроительная отрасль России имеет возможность интенсивно развиваться и даже успешно конкурировать на международном рынке, однако для стимуляции такого развития необходимо провести ряд мер как на уровне отрасли в целом, так и для отдельных значимых предприятий.

Литература

  1. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 603 «О реализации планов (программ) строительства и развития Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов и модернизации оборонно-промышленного комплекса»// Российская газета. — 2012. — 9 мая.
  2. Басовский Л.Е. Экономический анализ: учебное пособие / Л.Е. Басовский, А.М. Лунева, А.Л. Басовский — М.: ИНФРА-М, 2015. — 222 с.
  3. Бердникова Л.Ф., Финансовый анализ: понятие и основные методы / С.П. Альдебенева Л.Ф. Бердникова // Молодой ученый. — 2014. — № 1. — С. 330-338.
  4. Вагазова, Г.Р. Сущность финансовых результатов деятельности предприятия / Г.Р. Вагазова, Е.С. Лукьянова // Молодой ученый. — 2015. — № 11.3. — С. 13-15.
  5. Гаврилов, В.В. Использование методов экономического анализа в диагностике финансовой несостоятельности / В.В. Гаврилов, Н.Ф. Щербакова // Экономический анализ: теория и практика. 2015. — № 13(412). — С. 11-23
  6. Гвоздева, Е.А. Анализ общего состояния машиностроительной отрасли России // Экономика и современный менеджмент: теория и практика: сб. ст. по матер. XLVII междунар. науч.-практ. конф. № 3(47). / А.С. Викулина, Е.А. Гвоздева, М.П. Голубицкая — Новосибирск: СибАК, 2015. // http://sibac.info/conf/econom/xlvii/41186
  7. Коновалова Г.И. Состояние машиностроительной отрасли РФ и основные направления ее развития // Вестник Брянского государственного технического университета. — 2017. — № 3. — С.118-125.
  8. Маккаев М.М. Оценка современного состояния машиностроительной отрасли России // Вестник Ростовского государственного экономического университета. — 2016. — № 3. — С.116-123.
  9. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики // http://www.gks.ru
  10. Официальный сайт Российской газеты // https://rg.ru/