Евразийский
научный
журнал
Заявка на публикацию

Срочная публикация научной статьи

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

Основные направления антикоррупционной политики в России

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Кагерманов Абу-Салих Сайдалиевич
Рубрика: Юридические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №4 2017»  (апрель, 2017)
Количество просмотров статьи: 4060
Показать PDF версию Основные направления антикоррупционной политики в России

Кагерманов Абу-Салих Сайдалиевич
доцент кафедры теории и истории государства и права
ФГБОУ ВО « Чеченский государственный университет»

Аннотация. В статье проанализирован вектор антикоррупционной политики на современном этапе развития страны. Выявлены формы коррупционных противодействий, относительно должностного положения чиновника. Проанализированы нормативные акты, определяющие основу антикоррупционного механизма. Определены проблемные аспекты по вопросу противодействия коррупционным схемам в органах государственной власти. Предложен ряд рекомендательных основ по совершенствованию механизма антикоррупционной системы.

Ключевые слова: государство, система, власть, коррупция, механизм, право, чиновник.

Одним из фундаментальных приоритетов в построении внутренней политики России является борьба с коррупцией. Особую значимость, данная проблематика приобрела вследствие произошедшего изменения государственного устройства страны и перехода к рыночной экономике.

Новые политические и социально-экономические реалии стали благоприятной почвой для роста коррупционной деятельности. Подтверждением масштабности данного бедственного явления поражение им основных структур государственной власти, формирование коррупционных схем во всей системе стратификации общества.

Коррупция — это не только универсальное, но и самовоспроизводящееся явление, уходящее корнями в глубь веков. Многочисленные исследования в данной сфере свидетельствуют о том, что фактически все государственные органы, в той или иной степени, поражены коррупцией. Национальной стратегией противодействия коррупции предусмотрено, что противодействие коррупции должно осуществляться консолидированными усилиями федеральных, региональных, муниципальных органов власти, институтами гражданского общества, организациями и физическими лицами формированием и исполнением бюджетов, планов, организационных мер на всех уровнях[5].

Национальная стратегия противодействия коррупции рассматривается как постоянно совершенствуемая многоуровневая система мер организационного, экономического,правового, информационного характера, направленная на устранение причин и условийкоррупции в обществе. Базовые положения по данному вопросу прописаны в ФЗ «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ (ред. от 28.12.2013 г.)[1].

В качестве основных принципов Национальной стратегии противодействия коррупции сегодня рассматриваются[3]:

— обеспечение реализации Национальной стратегии и Национального плана противодействия коррупции;

— обеспечение доступа граждан к информации о деятельности Управлений;

— оказание содействия средствам массовой информации в широком освещении мер по противодействию коррупции, принимаемых Управлениями;

— взаимодействие с подразделениями правоохранительных органов, занимающимися вопросами противодействия коррупции, профилактикой коррупционных и иных правонарушений;

— обеспечение добросовестности, открытости, добросовестной конкуренции и объективности при размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд;

— усиление контроля за обращениями граждан и юридических лиц.

Работа по противодействию коррупции в Управлениях Минюста России по субъектам, осуществляется в соответствии с федеральным законодательством.

Граждане при поступлении на государственную гражданскую службу, а также государственные гражданские служащие ежегодно, не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным, предоставляют сведения о доходах, имуществе и обязанностях имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 18.05.2009 № 561 "Об утверждении порядка размещения сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, федеральных государственных служащих и членов их семей на официальных сайтах федеральных государственных органов и государственных органов субъектов Российской Федерации и предоставления этих сведений общероссийским средствам массовой информации для опубликования«[2].

Проверка достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению, осуществляется в соответствии с Положением, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 21.09.2009 № 1065(ред. от 15.07.2015)[4].

В рамках проверки коррупционных действий, так же осуществляются следующие мероприятия:

— направляются запросы в уполномоченные органы о наличии информации в отношении государственных гражданских служащих Управлений о вступлении в законную силу приговора суда об осуждении гражданина к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей по должности гражданской службы, а также наличия не снятой или не погашенной в установленном порядке судимости либо причастности гражданина к коррупционным правонарушениям;

— направляются запросы в учебные заведения с целью установления подлинности документов об образовании;

— проведение беседы с гражданином или государственным служащим;

— изучение представленных гражданином или государственным служащим дополнительных материалов;

— получение от гражданина или государственного служащего пояснения по представленным им материалам;

— направление в установленном порядке запросов в органы прокуратуры Российской Федерации, иные федеральные государственные органы (кроме федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление оперативно-розыскной деятельности), государственные органы субъектов Российской Федерации, территориальные органы федеральных государственных органов, органы местного самоуправления, на предприятия, в учреждения, организации и общественные объединения об имеющихся у них сведениях: о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданина или государственного служащего, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей; о достоверности и полноте сведений, представленных гражданином в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации; о соблюдении государственным служащим требований к служебному поведению.

В целях получения информации о возможных коррупционных и иных правонарушениях, а также о соблюдении требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских и муниципальных служащих в Управлениях установлены телефоны доверия[6].

Помимо прочего, для профилактических целей в государственных учреждениях страны созданы информационные стенды, на которых размещены нормативные правовые акты Российской Федерации и внутренние документы о противодействии коррупции и иная информация по данной тематике. Информация о противодействии коррупции и иная информация по данной тематике также размещается на Интернет-сайтах государственных учреждений.

С целью предотвращения и предупреждения коррупционных проявлений, укрепления служебной дисциплины, государственные служащие знакомят с нормативными правовыми актами, регламентирующими их должностные обязанности, служебное поведение, запреты и ограничения, предъявляемые к государственному служащему.

Труд государственного служащего стал принципиально иным. Обязанность строго исполнять порученную работу, разумеется, никто не отменял. Но вдобавок сегодня требуется в условиях непредсказуемости рынка иногда радикально перестраиваться, четко отслеживать все колебания в финансово-экономической сфере и даже политической конъюнктуре.

Требования к кадрам органов власти весьма высокие и специфические, причем соблазны власти, как показывает опыт, не совсем удается преодолеть. Склонность к использованию служебного положения в личных целях также надо выявлять на этапе приема на работу. Иначе будет поздно.

Таким образом, в настоящее время общепризнанно, что ни отдельные субъекты, ни государственные организации не могут справиться с коррупцией самостоятельно, без помощи друг другу.

Коррупция — одна из системных угроз Национальной безопасности Российской Федерации. Решение этой задачи возможно на основе комплексного подхода, развития взаимодействия органов государственной власти и институтов гражданского общества, саморегулирования.Победить коррупцию в стране невозможно без формирования четкой системы взаимодействия всех элементов антикоррупционного механизма, так как сопротивление бюрократии оказывается слишком сильным.

Литература:

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 15.02.2016) «О противодействии коррупции» // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
  2. Указ Президента РФ от 23.06.2014 N 460 «Об утверждении формы справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации»// Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
  3. Указ Президента Российской Федерации от 01.04.2016 г. № 147 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2016–2017 годы»// Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
  4. Указ Президента РФ от 21.09.2009 N 1065 (ред. от 15.07.2015) «О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению» // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
  5. Аглямова Г.М. Криминологическая характеристика коррупционной преступности в сфере местного самоуправления и ее предупреждение: Автореф. дис... канд. юрид. наук. Казань, 2016. С. 9.
  6. Мусаелян М.Ф. Совершенствование уголовной политики в сфере противодействия коррупции в Российской Федерации // Журнал российского права. — 2014. —  5 / СПС «Консультант плюс».