Евразийский
научный
журнал

Основные функции и принципы коммерческой деятельности

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Дедиков Алексей Юрьевич
Рубрика: Экономические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №1 2020»  (январь, 2020)
Количество просмотров статьи: 396
Показать PDF версию Основные функции и принципы коммерческой деятельности

Дедиков Алексей Юрьевич

В торговле, как сфере товарного обращения, вы­полняется большой комплекс различных процессов и операций.

По характеру выполняемых в сфере товарного обра­щения функций процессы и операции, совершаемые в торговле, можно подразделить на два вида: «производственные или технологические»; «коммерческие, или чисто торговые».

Технологические процессы связаны с движением то­вара как потребительной стоимости и являются продол­жением процесса производства в сфере обращения.

Технологические процессы являются объектом изу­чения специальной дисциплины «Организации и техно­логии торговли», важнейшая задача которой заключа­ется в научной организации взаимодействия рациональ­ного использования, с одной стороны, живого труда, а с другой — вещественных элементов труда (орудий и пред­метов труда).

Коммерческие процессы — это процессы, связанные со сменой форм стоимости, то есть с куплей и продажей товаров. К коммерческим относятся и такие торговые процессы, которые обеспечивают нормальное осуществ­ление операций купли и продажи товаров в сфере то­варного обращения (изучение покупательского спроса, организация хозяйственных связей между поставщика­ми и покупателями товаров, рекламирование товаров, оптовые закупки и продажа товаров и другие.).

Промежуточное положение между этими двумя видами процессов, выполняемых в торговле, занимают так называемые торговые услуги, оказываемые покупателям при продаже товаров. В цивилизованной торговле именно эти услуги по своей сущности становятся все более доминирующими по массе затрачиваемого на них труда (доставка товаров на дом, установка купленных технически сложных товаров на дому у покупателей, прием заказов у покупателей и другие).

По своему функциональному содержанию торговые услуги могут быть отнесены как к технологическим, так и к коммерческим процессам.

Теория коммерческой деятельности, базирующаяся на экономических законах рынка, ориентирована на их познание, установление основных положений коммер­ческой деятельности, выявление факторов и ориенти­ров развития коммерческого дела.

Закономерностям коммерции и коммерческим про­цессам свойственны свои правила и принципы. Глав­ный принцип коммерции — это пронизывание коммер­ческими действиями этапов продвижения продукции от производителя до потребителя, обеспечивая сниже­ние издержек обращения и получение реальной при­были от продажи продукции. Механизм коммерции строится на саморегулировании, где определяющая роль диктуется экономическими и распорядительными ме­тодами. В результате зарождаются благоприятные ус­ловия, способствующие динамичному развитию ком­мерции. Коммерческая самообеспеченность означает выбор способов и приемов, направленных на развитие хозяйственной деятельности конкретного рынка. Та­кая позиция ведет к образованию целенаправленного производства и потребления продукции. Коммерция с присущими ей свойствами становится реальной необ­ходимостью рынка.

Регуляторами коммерции являются рыночная среда и конъюнктура рынка. Здесь же отметим, что сама коммерция, обладая свойствами автономности, позволяет регулировать ограниченные материальные ресурсы и де­нежные средства. В условиях организованного рынка коммерция выступает связующим звеном с субъектами хозяйствования. Рыночное пространство позволяет уча­стникам коммерческого оборота успешно действовать при взаимной заинтересованности, выгоде продвигаемой и реализуемой продукции. Цель, преследуемая субъек­тами рынка, — получение прибыли. Ее размер зависит и обеспечивается удовлетворением запросов и потребно­стей покупателей в продукции.

Практическая (прикладная) коммерция ставит перед собой решение практических задач. Они предопределя­ются коммерческими сделками, обменом, куплей-прода­жей, ведением коммерческих операций, связанных с про­движением продукции по каналам реализации. Основой развития прикладной коммерции является изучение кон­кретно сложившейся ситуации на рынке, опираясь на достигнутую практику хозяйствования и ведения ком­мерческой деятельности. Коммерция в практической де­ятельности находится в прямой и обратной связи с внут­ренней и внешней средой. Соединение наработок в плане коммерции подводит к установлению новых ее возмож­ностей. Следовательно, определяющие значения коммер­ции не являются исчерпывающими, она постоянно рас­ширяет сферу применения. Коммерция аккумулирует опыт, и на его основе делаются обобщения, выявляются конкретные ситуации, ориентиры приложения и веде­ния коммерческого дела на практике.

Для реализации коммерческой деятельности при­кладного характера выделяются позитивный и норма­тивный инструментарии. Позитивный инструментарий фиксирует установившиеся явления, вытекающие из влияющих на коммерцию рыночных факторов. Он при­зван, исходя из накопленного опыта, дать ответ, что достигнуто в области коммерции, и прогнозировать ее дальнейшее практическое развитие. Нормативный инструментарий определяет, как действовать, чтобы до­стичь желаемого результата. Здесь руководствуются по­ложениями и нормативами для организации и ведения коммерческой работы. Предусмотренные позитивный и нормативный инструментарии используются в управле­нии коммерческими процессами при продвижении про­дукции из сферы производства в сферу потребления.

На коммерческую деятельность оказывают влияние микро- и макросреда.

Микросреда, или внутренняя среда субъекта (предприятия, рынка), непосредственно связана с хозяйственной, коммерческой деятельностью и эконо­мическим поведением субъекта. Макросреда, или внеш­нее окружение, оперирует происходящими экономиче­скими процессами, объемами производства отраслевого назначения, динамикой макроэкономических показателей и их изменением во времени. Микро- и макросреда связа­ны между собой и взаимодействуют друг с другом.

Таким образом, коммерческая деятельность представ­ляет собой коммерческие процессы, направленные на куплю-продажу продукции, продвижение и распреде­ление ее по каналам реализации, обеспечение миними­зации издержек обращения и получение реальной при­были. При этом коммерция призвана опираться на ры­ночный (покупательский) спрос. Закупка и поставка товаров предполагают изучение рынка и организацию закупочной деятельности с установлением партнерских связей с производителями и поставщиками продукции.

Условием целенаправленности коммерческой дея­тельности является стратегия. Она зависит от факторов внешней и внутренней среды, складывающихся ситуа­ций и требований рынка на текущий и перспективный периоды. Реализация стратегических целей осуществ­ляется организационным, экономическим и финансовым обеспечением. Стратегия не остается неизменной, она подвергается корректировке исходя из меняющихся ко­личественных и качественных показателей внешней и внутренней среды, а также возникающих новых требований рынка