Срочная публикация научной статьи
+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru
Тагиров Шамиль Мумадиевич, студент 2 курса направление «Юриспруденция» ФГБОУ ВО "Чеченский государственный университет
Экономические факторы распространения религиозного экстремизма в современной России:
- утрата страной статуса одного из мировых экономических лидеров;
- глубокий экономический кризис, приведший к абсолютному обнищанию и утрате большей частью населения страны надежды на скорое восстановление прежнего экономического статуса;
возрождение после шестидесятилетнего перерыва феномена массовой незанятости населения; [1,с.354]
- возникновение феномена полной экономической зависимости от иностранных и международных внешних заимствований, одним из условий предоставления которой было устранение любых препятствий для оказания гуманитарной помощи (в том числе в духовной сфере);
- финансирование естественных и общественных наук по остаточному принципу;
- вынужденное прекращение финансирования институтов гражданского общества, выполнявших функции формирования и поддержания идеологического единства общества.
Политические (в том числе, правовые) факторы распространения религиозного экстремизма в современной России:
- возникновение политического и идеологического вакуума после прекращения выполнения КПСС функций ядра политической системы и механизма формирования и поддержания идеологического единства общества;
- утрата государством способности самостоятельно решать основные задачи государственного управления; [2,с.114]
- дезактуализация прежней правовой системы, возникновение правового вакуума во всех основных сферах социальной жизни, в том числе в сфере духовной жизни;
- отсутствие опыта государственного управления в условиях политического плюрализма; [3,с.586
- быстрый переход от правовой системы, основанной на принципе «запрещено все, что прямо не разрешено законом» к системе, функционирующей по принципу «разрешено все, что прямо не запрещено законом»;
- предоставление неограниченной политической свободы субъектам РФ1, создавшей феномен войны законов;
- возникновение мятежной территории в виде Чеченской Республики, которая в течение короткого времени была превращена в плацдарм ваххабизма на территории России, ставшего идеологической основой одной из наиболее опасных форм криминального религиозного экстремизма, а также в базу международных террористических организаций, эксплуатирующих религиозные идеи;
- отсутствие развитого законодательства, позволяющего эффективно предупреждать эксплуатацию легальных организационных форм религиозными экстремистскими организациями, идентифицировать и ликвидировать религиозные экстремистские организации, в том числе криминальные религиозные экстремистские организации (либерализация «духовного» законодательства, произошедшая в начале 90-х годов прошлого века.
- отсутствие ясной государственной доктрины России как светского государства, создающее иллюзию тайного, а иногда явного участия церкви в управлении государством. [4,с.664]
Факторы распространения религиозного экстремизма в современной России, относящиеся к институту семьи:
- утрата остаточных элементов патриархальности среднестатистической российской семьи, в которой мужчина был способен нести основное бремя материальных забот;
- резкое снижение способностей семьи к самовоспроизводству в результате значительного уменьшения средней продолжительности жизни и готовности удовлетворять первичные материальные потребности членов семьи.
- Факторы распространения религиозного экстремизма в современ ной России, относящиеся к нравственности:
- искусственная дискредитация в общественном сознании базовых нравственных ценностей коммунистического общества (преобладание общественных интересов над личными и групповыми, интернационализм, безнравственность богатства на фоне нужды и голода, поощряемость безвозмездного труда и др.);
- утрата властью и большинством ее представителей моральной власти вследствие коррупционного разложения;
- ошельмование традиционных для советской России высших нравственных достижений и их символов (в частности, званий «Герой социалистического труда», «Ветеран труда»; «Ударник коммунистического труда»);
- резкое падение престижа честного труда, в том числе служения Отечеству;
- героизация криминалитета; пропаганда насилия как нравственно оправданного способа восстановления справедливости;
- абсолютизация в массовом общественном сознании богатства как высшего нравственного идеала в сочетании с ненавистью к богатым.
Факторы распространения религиозного экстремизма в современной России, относящиеся к духовности:
- обратная дестабилизация духовных основ общества1, в том числе:
- десекуляризация - восстановление практики религиозного санкционирования и влияния на основные сектора общества, культуры, различные социальные группы и отдельных индивидов, ограниченной рамками традиционных конфессии ;
- деатеизация - разрушение мировоззрения, отвергающего веру в Бога (богов) и в сверхъестественные силы;
- усиление влияния традиционных конфессий на государственное управление;
- усиление влияния традиционных конфессий на иные социальные институты (прежде всего семью и школу).
Литература:
1. Бидова Б.Б. Исламский радикализм: анализ подходов и угроз //Молодой ученый. 2014. № 9 (68). - С. 353-355.
2. Зиядова Д.З. Молодежный экстремизм: криминологический анализ//Черные дыры в Российском законодательстве. 2008. № 6. - С. 114.
3. Бидова Б.Б. Социально-экономические и политические причины религиозного экстремизма. Религиозно-политический экстремизм и пути его преодоления //В сборнике: Государство и право: теория и практика Материалы II Международной научной конференции. 2013. - С. 55-59.
4. Бидова Б.Б. Анализ криминологических предпосылок женской преступности в Северо-Кавказском федеральном округе //Молодой ученый. 2016. № 3 (107). - С. 663-665.